К основному контенту

ИСКУССТВО: Великие и не ужасные: Зинаида Серебрякова

Зинаида Евгеньевна Серебрякова
(12 декабря 1884, с. Нескучное, Украина — 19 сентября 1967, Париж, Франция)

Автопортрет


Зинаида Серебрякова – художница, происходившая из двух знатных родов, Бенуа и Лансере, известных несколькими поколениями художников, скульпторов, архитекторов. Женщина сложной судьбы, начавшая рисовать от переполнявшего её счастья, а закончившая – от попытки забыть горе. Одарённость Серебряковой в сочетании с поистине исключительным трудолюбием, целеустремленностью и немыслимостью существования без творчества сделали ее удивительным художником. 12 декабря исполнилось 130 лет со дня рождения художницы.



Зинаида родилась в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. С самого детства она была окружена миром искусства. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью: отец был известным скульптором, мать в молодости была художником-графиком, один из братьев Зинаиды был архитектором, а другой – мастером монументальной живописи и графики. Отец Зинаиды умер, когда ей ещё не было трех лет, и вся семья уехала к дедушке, известному архитектору Николаю Бенуа, в Петербург. В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой и готовившую к поступлению в Академию художеств. Но проучилась там лишь один месяц, пока занятия еще шли по репинской системе.

Весной семья Лансере переезжает в Нескучное, где Зина рисует с обычной увлеченностью. Внимание Зинаиды привлекали красота природы Нескучного, работа юных крестьянских девушек в поле, домашние животные и другие типично сельские сцены.
В 1905 году Зинаида вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова - своего двоюродного брата, с которым с детства воспитывалась вместе. Родные приняли их отношения, но вот церковь не одобряла браки между близкими родственниками. После долгих попыток и поездок к духовным властям Харькова, был найден батюшка, который за 300 целковых (большая сумма в то время) согласился их обвенчать. Бескрайне счастливая Зинаида увлеченно занималась живописью, а Борис готовился стать инженером-железнодорожником. После свадьбы молодые отправились в Париж, где Зинаида посещала Академию де ла Гранд Шомьер. Она много рисовала с натуры, делала большое количество этюдов. Борис записался вольнослушателем в Высшую школу мостов и дорог. Через год они вернулись домой в Нескучное.
В первые семейные годы жизни в Нескучном особенно ясно проявляются качества, свойственные в одинаковой степени обоим молодожёнам - горячая и неугасимая любовь к деревенской России, к ее людям, к ее быту. Серебряковы увлечены хозяйствованием: Борис занят обработкой земли, строительством моста через речку Муромку, Зина, как может, лечит селян, супруги устраивают ёлки крестьянским детям, праздную именины вместе с крестьянами.

Автопортрет


Автопортрет
Автопортрет с дочерьми

Самым счастливым временем за долгую жизнь Серебряковой, наверное, были года с 1906 по осень 1917. Они были заполнены радостными семейными и значительными художественными свершениями. У молодых рождаются четверо детей: сыновья Женя и Шура, дочери Таня и Катя. Все их дети впоследствии связали свою жизнь с искусством - стали художниками, архитекторами, декораторами. Самые трогательные и нежные картины художницы – конечно же портреты ее детей.
В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех: на седьмой выставке союза русских художников, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» (самый известный автопортрет Серебряковой), гуашь «Зеленя осенью» и портрет Марии Жигулиной «Молодуха».















Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914-1917 годах. Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне. В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Она занялась темой стран Востока (Индия, Япония, Турция), представив эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов.









Революционные волнения докатились и до Нескучного. К счастью, «свои» крестьяне заранее предупредили семью, что усадьбу Серебряковых собираются подпалить «борцы с режимом», и даже снарядили бывших хозяев несколькими мешками зерна и моркови. Зинаида с детьми и мамой успела выехать до пожара в Харьков. В это время муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири. Ему часто приходилось отправляться в длительные командировки в различные области Сибири для определения мест, пригодных для прокладки железных дорог. Почта работала плохо, писем от мужа не было, как не было и вообще никаких известий. Оставив детей на маму, Зинаида отправилась разыскивать мужа. Ей повезло – нашла, в Харьков они вернулись вместе. Но Борису надо было возвратиться в Москву на работу. Но в тревоге за семью с полдороги он снова решает ехать домой. В солдатской теплушке Борис добрался к своим. Но жить ему оставалось считанные дни – в пути он заразился сыпным тифом. Борис умер на руках жены. Сказать, что это был удар для Зинаиды – ничего не сказать.
Началась совсем другая жизнь: её родовое имение и все картины в «Нескучном» сгорели, она осталась одна с четырьмя детьми и пожилой мамой. Единственная кормилица семьи в голодном Харькове. Мизерный заработок какое-то время давала подработка в археологическом музее, где Серебрякова рисовала таблицы исторических находок. В Харькове Серебряковы прожили недолго, вымотанная Зинаида приняла решение перевезти семью в Петроград.






Переезд казался спасением, но в революционном Петрограде тоже оказалось совсем не до культуры. И достать хоть какую-то еду было ещё сложнее - жарили картофельные очистки, хлеб перепадал не каждый день. Иногда, правда, находились желающее заказать известной художнице портрет – это было везением и возможностью худо-бедно кормиться. Многие пользовались её тяжким положением. Коллекционеры задаром, за продукты и поношенные вещи обильно брали её произведения. Зинаида писала в то время: «Живем мы по-прежнему каким-то чудом...». Она часто ходила на репетиции в Мариинский театр, где начала заниматься старшая дочка, Татьяна. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.
В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова участвует в большой выставке русского изобразительного искусства в Америке, где все её картины были проданы. По совету дяди, Александра Бенуа, Зинаида решает уехать на год в Париж на заработки. Проблем с выездом в ту пору не было, к тому же в России оставались дети – залог того, что мать вернется. Но в Россию Зинаида никогда больше не увидит. Она тоскует сильно по детям и постоянно пишет письма. Со временем благодаря вмешательству Красного Креста Сашу и Катю удалось отправить в Париж, а двое так и остались в Петербурге. Жизнь в Париже хоть и была более стабильной и спокойной, чем в России, но большими успехами не баловала. Серебрякова никак не вписывалась в новую европейскую стилистику тех времен. Заработанные деньги она высылала матери и детям. Все эти годы художница жила в постоянных мыслях о муже и даже рисовала его портреты.
Однажды, бельгийский предприниматель хорошо заплатил за портреты своей семьи. На эти деньги Зинаида с Сашей и Катей съездили в Марокко. От тех двух поездок осталось множество портретов темнокожих марокканок, натюрмортов, городских пейзажей. В Париже состоялась выставка «марокканских» картин, собравшая множество восхищенных отзывов. Но, увы, продать почти ничего не удалось. Все знакомые были единодушны – устраивать свои дела Зинаида не умеет. Жила семья более чем скромно – денег всегда в обрез, на оплату натурщиков средств не хватало, хотя работали все трое: сын делал абажуры, рисовал парижские панорамы, дочка мастерила восковых кукол на продажу.


Положение детей, оставшихся в России, было всё же куда страшнее. Многие родственники были уже в тюрьме. Мать Зинаиды и её дети постоянно недоедали. Квартиру возле Мариинского театра, в которой жили четыре поколения семьи, «уплотнили». Теперь они жили лишь в одной комнате, которую надо было самим отапливать. На иждивенческие карточки еды давали самый мизер. В 1933 году умерла от голода мама Зинаиды, Екатерина Николаевна Лансере. Детям же чудом удалось выжить. Евгений стал архитектором, Татьяна – театральным художником. Со временем оба создали свои семьи. Татьяна смогла обнять мать лишь спустя 36 лет, в 1960 году, приехав на несколько дней в Париж. Саша и Катя, жившие с матерью во Франции, всю жизнь оставались в тени материнского таланта, хотя, безусловно, тоже были одарены от природы. И своих семей оба так и не создали. Они всю жизнь, до маминой смерти, жили вместе, во всем ей помогали, а после ухода художницы трепетно оберегали ее наследие, организовывали выставки.


В Советском Союзе в 1965 году прошли выставки Серебряковой в Москве, в Выставочном зале Союза художников, и Киеве, в Киевском Государственном музее русского искусства. А в 1966 выставка с огромным успехом состоялась в Ленинграде в Русском музее. Художница была уже в возрасте и больна, поэтому приехать не смогла.

Зинаида Серебрякова умерла в Париже, в 1967 году, в возрасте 82 лет.

Популярные сообщения из этого блога

Стильная Москва.Модные знакомства: Микола Комендров

Микола Комендров Они делают Москву красивее и культурнее. Они талантливы и прекрасны. Талантам их нет границ. Стилю их нет сравнений. Такие разные, индивидуальные, неординарные и неповторимые! Мы познакомились с ними, а вы ? Micola Komendrow for StyleDelo from Style Delo on Vimeo . Анкета героя Кто :  Микола Комендров Род деятельности: дизайнер Возраст: 26 Знак зодиака:   Лев Твой стиль одежды: гетто-готика,нью классика Твоя песня дня :  LADY GAGA- DONATELLA Где тебя чаще всего можно увидеть в Москве: на сьемках,ну и дома))),сидящим за швейной машинкой Любимая улица Москвы : Старый Арбат Наиболее посещаемая тобой социальная сеть: Вконтаке, Facebook , instagram Семейное положение: свободный король))) В кого влюблен : в Бога и кошек Любовь или мода? Скорее, любовь к моде... Твой совет на будущее:  всегда оставаться собо

"Беседы с ..." дизайнер Zalina Verkhovskaya

Zalina Verkhovskaya "Для меня мода - мои интересы, мечты, образ жизни." ( Залина Верховская, дизайнер) О себе. Самые интересные факты Вашей биографии. Так сложилось, что самые интересные факты из моей биографии длились на протяжении всей моей самостоятельной жизни. Я была увлечена своей профессией – сценой, хореографией. Танцевала в больших танцевальных проектах, много путешествовала, в то время завела лучших своих подруг. Работала на самой большой сцене Парижа в мюзикле «Ромео и Джульетта». Получила серьезную травму и пока лечилась встретила своего мужа, а через год родилась моя доченька Ева! Что Вы можете сказать об образовании для дизайнеров в нашей стране? Вы закончили Британскую высшую школу дизайна, расскажите о вашем процессе обучения – что для вас было главным узнать и получить? В России пока очень туго с образованием по дизайну. Революция и войны скосили напрочь это искусство, а ведь мы были когда-то законодателями мод. Одна

2019 / 12 МОДА: TSUGI IN OSAKA