Зинаида
Евгеньевна Серебрякова
(12 декабря
1884, с. Нескучное, Украина — 19 сентября
1967, Париж, Франция)
Автопортрет |
Автор: Евгения Прадэль
Зинаида Серебрякова
– художница, происходившая из двух
знатных родов, Бенуа и Лансере, известных
несколькими поколениями художников,
скульпторов, архитекторов. Женщина
сложной судьбы, начавшая рисовать от
переполнявшего её счастья, а закончившая
– от попытки забыть горе. Одарённость
Серебряковой в сочетании с поистине
исключительным трудолюбием,
целеустремленностью и немыслимостью
существования без творчества сделали
ее удивительным художником. 12 декабря
исполнилось 130 лет со дня рождения
художницы.
Зинаида родилась в
родовом имении «Нескучное», под Харьковом.
С самого детства она была окружена миром
искусства. Все члены семьи были заняты
творческой деятельностью: отец был
известным скульптором, мать в молодости
была художником-графиком, один из братьев
Зинаиды был архитектором, а другой –
мастером монументальной живописи и
графики. Отец Зинаиды умер, когда ей ещё
не было трех лет, и вся семья уехала к
дедушке, известному архитектору Николаю
Бенуа, в Петербург. В 1900 году Зинаида
окончила женскую гимназию и поступила
в художественную школу, основанную
княгиней М. К. Тенишевой и готовившую к
поступлению в Академию художеств. Но
проучилась там лишь один месяц, пока
занятия еще шли по репинской системе.
Весной семья Лансере
переезжает в Нескучное, где Зина рисует
с обычной увлеченностью. Внимание
Зинаиды привлекали красота природы
Нескучного, работа юных крестьянских
девушек в поле, домашние животные и
другие типично сельские сцены.
В 1905 году Зинаида вышла
замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова
- своего двоюродного брата, с которым с
детства воспитывалась вместе. Родные
приняли их отношения, но вот церковь не
одобряла браки между близкими
родственниками. После долгих попыток
и поездок к духовным властям Харькова,
был найден батюшка, который за 300 целковых
(большая сумма в то время) согласился
их обвенчать. Бескрайне счастливая
Зинаида увлеченно занималась живописью,
а Борис готовился стать
инженером-железнодорожником. После
свадьбы молодые отправились в Париж,
где Зинаида посещала Академию де ла
Гранд Шомьер. Она много рисовала с
натуры, делала большое количество
этюдов. Борис записался вольнослушателем
в Высшую школу мостов и дорог. Через год
они вернулись домой в Нескучное.
В первые семейные годы
жизни в Нескучном особенно ясно
проявляются качества, свойственные в
одинаковой степени обоим молодожёнам
- горячая и неугасимая любовь к деревенской
России, к ее людям, к ее быту. Серебряковы
увлечены хозяйствованием: Борис занят
обработкой земли, строительством моста
через речку Муромку, Зина, как может,
лечит селян, супруги устраивают ёлки
крестьянским детям, праздную именины
вместе с крестьянами.
Автопортрет |
Автопортрет |
Автопортрет с дочерьми |
Самым счастливым
временем за долгую жизнь Серебряковой,
наверное, были года с 1906 по осень 1917. Они
были заполнены радостными семейными и
значительными художественными
свершениями. У молодых рождаются четверо
детей: сыновья Женя и Шура, дочери Таня
и Катя. Все их дети впоследствии связали
свою жизнь с искусством - стали художниками,
архитекторами, декораторами. Самые
трогательные и нежные картины художницы
– конечно же портреты ее детей.
В 1910 году Зинаиду
Серебрякову ждет настоящий успех: на
седьмой выставке союза русских художников,
Третьяковская галерея приобретает
автопортрет «За туалетом» (самый
известный автопортрет Серебряковой),
гуашь «Зеленя осенью» и портрет Марии
Жигулиной «Молодуха».
Расцвет в творчестве
художницы происходит в 1914-1917 годах.
Серебрякова создала серию картин,
посвященных русской деревне. В 1916 году
А. Н. Бенуа была поручена роспись
Казанского вокзала в Москве, он привлек
к работе и Зинаиду. Она занялась темой
стран Востока (Индия, Япония, Турция),
представив эти страны в виде прекрасных
женщин. Одновременно она начала работу
над композициями на темы античных мифов.
Революционные волнения
докатились и до Нескучного. К счастью,
«свои» крестьяне заранее предупредили
семью, что усадьбу Серебряковых собираются
подпалить «борцы с режимом», и даже
снарядили бывших хозяев несколькими
мешками зерна и моркови. Зинаида с детьми
и мамой успела выехать до пожара в
Харьков. В это время муж Зинаиды был на
изысканиях в Сибири. Ему часто приходилось
отправляться в длительные командировки
в различные области Сибири для определения
мест, пригодных для прокладки железных
дорог. Почта работала плохо, писем от
мужа не было, как не было и вообще никаких
известий. Оставив детей на маму, Зинаида
отправилась разыскивать мужа. Ей повезло
– нашла, в Харьков они вернулись вместе.
Но Борису надо было возвратиться в
Москву на работу. Но в тревоге за семью
с полдороги он снова решает ехать домой.
В солдатской теплушке Борис добрался
к своим. Но жить ему оставалось считанные
дни – в пути он заразился сыпным тифом.
Борис умер на руках жены. Сказать, что
это был удар для Зинаиды – ничего не
сказать.
Началась совсем другая
жизнь: её родовое имение и все картины
в «Нескучном» сгорели, она осталась
одна с четырьмя детьми и пожилой мамой.
Единственная кормилица семьи в голодном
Харькове. Мизерный заработок какое-то
время давала подработка в археологическом
музее, где Серебрякова рисовала таблицы
исторических находок. В Харькове
Серебряковы прожили недолго, вымотанная
Зинаида приняла решение перевезти семью
в Петроград.
Переезд казался
спасением, но в революционном Петрограде
тоже оказалось совсем не до культуры.
И достать хоть какую-то еду было ещё
сложнее - жарили картофельные очистки,
хлеб перепадал не каждый день. Иногда,
правда, находились желающее заказать
известной художнице портрет – это было
везением и возможностью худо-бедно
кормиться. Многие пользовались её тяжким
положением. Коллекционеры задаром, за
продукты и поношенные вещи обильно
брали её произведения. Зинаида писала
в то время: «Живем мы по-прежнему каким-то
чудом...». Она часто ходила на репетиции
в Мариинский театр, где начала заниматься
старшая дочка, Татьяна. Творческое
общение с балеринами на протяжении трёх
лет отразилось в изумительной серии
балетных портретов и композиций.
В первые годы после
революции, в стране началась оживлённая
выставочная деятельность. В 1924 году
Серебрякова участвует в большой выставке
русского изобразительного искусства
в Америке, где все её картины были
проданы. По совету дяди, Александра
Бенуа, Зинаида решает уехать на год в
Париж на заработки. Проблем с выездом
в ту пору не было, к тому же в России
оставались дети – залог того, что мать
вернется. Но в Россию Зинаида никогда
больше не увидит. Она тоскует сильно по
детям и постоянно пишет письма. Со
временем благодаря вмешательству
Красного Креста Сашу и Катю удалось
отправить в Париж, а двое так и остались
в Петербурге. Жизнь в Париже хоть и была
более стабильной и спокойной, чем в
России, но большими успехами не баловала.
Серебрякова никак не вписывалась в
новую европейскую стилистику тех времен.
Заработанные деньги она высылала матери
и детям. Все эти годы художница жила в
постоянных мыслях о муже и даже рисовала
его портреты.
Однажды, бельгийский
предприниматель хорошо заплатил за
портреты своей семьи. На эти деньги
Зинаида с Сашей и Катей съездили в
Марокко. От тех двух поездок осталось
множество портретов темнокожих
марокканок, натюрмортов, городских
пейзажей. В Париже состоялась выставка
«марокканских» картин, собравшая
множество восхищенных отзывов. Но, увы,
продать почти ничего не удалось. Все
знакомые были единодушны – устраивать
свои дела Зинаида не умеет. Жила семья
более чем скромно – денег всегда в
обрез, на оплату натурщиков средств не
хватало, хотя работали все трое: сын
делал абажуры, рисовал парижские
панорамы, дочка мастерила восковых
кукол на продажу.
Положение детей,
оставшихся в России, было всё же куда
страшнее. Многие родственники были уже
в тюрьме. Мать Зинаиды и её дети постоянно
недоедали. Квартиру возле Мариинского
театра, в которой жили четыре поколения
семьи, «уплотнили». Теперь они жили лишь
в одной комнате, которую надо было самим
отапливать. На иждивенческие карточки
еды давали самый мизер. В 1933 году умерла
от голода мама Зинаиды, Екатерина
Николаевна Лансере. Детям же чудом
удалось выжить. Евгений стал архитектором,
Татьяна – театральным художником. Со
временем оба создали свои семьи. Татьяна
смогла обнять мать лишь спустя 36 лет, в
1960 году, приехав на несколько дней в
Париж. Саша и Катя, жившие с матерью во
Франции, всю жизнь оставались в тени
материнского таланта, хотя, безусловно,
тоже были одарены от природы. И своих
семей оба так и не создали. Они всю жизнь,
до маминой смерти, жили вместе, во всем
ей помогали, а после ухода художницы
трепетно оберегали ее наследие,
организовывали выставки.
В Советском
Союзе в 1965 году прошли выставки
Серебряковой в Москве, в Выставочном
зале Союза художников, и Киеве, в Киевском
Государственном музее русского искусства.
А в 1966 выставка с огромным успехом
состоялась в Ленинграде в Русском музее.
Художница была уже в возрасте и больна,
поэтому приехать не смогла.
Зинаида Серебрякова
умерла в Париже, в 1967 году, в возрасте
82 лет.