Юрию Клинских
(Хою) посвящается.
Автор: Александр Свитыч
4
июля исполнилось ровно 15 лет со дня
смерти Юрия Клинских (более известного
в народе как Юра Хой), поэта, композитора
и лидера группы «Сектор Газа. Как и
полагается, время все расставило на
свои места. Интерес к одиозной группе
и ее солисту не утихает и поныне, а для
Воронежа стена Хоя стала таким же важным
культурным атрибутом, как стена Цоя для
московского Арбата.
Не
являясь ярым фанатом группы «Сектор
Газа», я все же нахожу в ее творческом
наследии нечто, что, пожалуй, редко
встречается в современной музыкальной
индустрии, особенно отечественной. Вот
об этом «нечто» — уникальным, ярком и
подлинном — и хочется сказать пару
слов.
Для
начала стоит отметить тот факт, что у
Юрия Хоя не было музыкального образования.
Впрочем, как и других мэтров русского
рока, включая, например, Виктора Цоя.
Однако погружение в творческую среду
с детства — звучание западного рок-н-ролла
в семье плюс поэтические изыскания отца
— наложили свой неизгладимый отпечаток
на музыкальное становление Клинских.
Интересно
также и то, что сам Юрий перепробовал
кучу разных профессий — от работы на
заводе до службы инспектором ГАИ — но
всегда воспринимал свои творческие
пробы как хобби. Впрочем, как говорил
Конфуций, найди себе работу по душе, и
тебе не придется работать ни одного дня
в жизни. Несомненно, следование Хоем
своей страсти к музыке является важным
компонентом успеха «Сектора Газа».
Итак,
можно предварительно подытожить, что
несмотря на отсутствие формального
образования (а возможно и благодаря
этому), Юрий Хой сумел добиться
популярности, следуя
своим истинным интересам.
И это несмотря на долгий запрет группы
на радио и в телевидении из-за ненормативной
лексики в песнях.
А
теперь, собственно об уникальных
особенностях группы «Сектор Газа».
Во-первых,
это абсолютный неповторимый сплав
народно-фольклорных мотивов (вспомним
песни «Атаман», «Ночь перед Рождеством»,
«Кума», «Частушки») с повседневно-обыденными
зарисовками («Носки», «Вечером на
лавочке», «Местные», «Колхозный панк»)
в творчестве группы. Разноплановость
текстов песен и разнообразие тематик
просто поражает — песни веселые
(«Колхозный панк»), матерные («Частушки»),
с огоньком («Вечером на лавочке»),
лирические («Лирика», «Твой звонок»),
военные («Пора домой», «Демобилизация»),
рефлексивные («30 лет»), социальные
(«Бомж», «Милиционер», «Туман»), мистические
(альбом «Восставшие из ада»).
Во-вторых,
разнообразие текстов песен органично
дополняется богатством музыкальных
стилей, смелостью в экспериментировании
с новыми направлениями. Так, изначально
позиционируя себя как панк-рок группа,
«Сектор Газа» пробовал себя (и небезуспешно)
в народной музыке, тяжелом роке, балладах,
рэпе, даже в музыкальных сказках. Стиль
группы никогда не стоял на месте —
«стиль без стиля», как выразился бы Брюс
Ли.
В-третьих,
это, конечно же харизма самого Юрия Хоя,
дополненная такими человеческими
качествами, как прямота и открытость
(Хой никогда не скрывал, например,
гонорары заказных выступлений), скромность
и вежливость (что, казалось бы, мало
вяжется с образом сорви-головы, но
достаточно посмотреть интервью Хоя), и
просто любовь к жизни. Кстати, что
касается матерщины, Клинских неоднократно
упоминал, что использует нецензурную
брань в своих песнях к месту, когда
просто нельзя не выразиться. И, пожалуй,
он был прав.
В
качестве вывода хочется сказать
следующее. Есть два типа музыки — колбаса
и Музыка. Юрий Хой и «Сектор Газа»
создавали именно второе — живую,
подлинную, зачастую острую Музыку с
большой буквы, ни под кого не прогибаясь,
идя только на поводу у своих творческих
пристрастий.
Виктор
Цой пел, что «судьбою больше любим, кто
живет по законам другим, и кому умирать
молодым». Данные строки можно смело
отнести к жизни солиста самой эпатажной
группы в отечественной музыке. Юрия Хоя
больше нет, но его песни всегда с нами.
Пусть
мёртвый месяц еле освещает путь,
Пусть звёзды
давят нам на грудь, не продохнуть,
Пусть воздух
ядовит, как ртуть,
И пусть не
видно, где свернуть,
Но мы пройдем
опасный путь через туман.