ЖИЗНЬ/ИНТЕРВЬЮ :Певец, музыкант и лидер группы ROfAnO Георгий Юфа. Участник вокального суперпроекта «Голос» третьего сезона.
Интервью : Мария Пяткова
Фото: Кирилл Провоторов
-
Добрый день, Георгий!
-
Здравствуйте!
-
Всем будет интересно узнать про проект
«Голос» изнутри: Ваше участие, волнение
перед сценой, о самом проекте в целом.
-
«Голос» - хорошая история, на самом деле,
весёлая, для кого-то творческая, я
надеюсь. По крайней мере, для меня это
было так. И честная - доказательства
обратного я не получил! Неоднократно я
говорил, что конкурсы для музыкантов
вредны. Как показала практика только
что закончившегося конкурса П.И.
Чайковского - пятнадцатого, юбилейного
- очень много остается спорных вопросов.
Существует жюри, которое формирует
некое коллективное мнение по поводу
конкурсантов, основываясь на каких-то
специальных критериях. Так, например,
техника исполнения, которая должна быть
безупречна, в данном случае выходит на
первый план, а вопросы творческие,
гораздо более сложные и тонкие, –
вынужденно отходят на второй план. Вот
это мне и не нравится. Кроме того,
участники должны бесконечно заботиться
о том, что они соревнуются с кем-то –
это неблагоприятная для творчества
обстановка. И вообще, как можно объективно
оценить музыкантов разных возрастов,
кругозора, мировоззрения, разных
предпочтений в плане репертуара и так
далее. Это все, конечно, очень условно
и объясняется правилами телевизионного
шоу. Таким образом, мы пришли к тому,
что, в первую очередь, «Голос» - это шоу,
а, значит, все, что там происходит и что
показывают на экранах, должно работать
на увеличение рейтинга передачи.
Вы
сказали, что отрицательно относитесь
к конкурсам. Почему Вы тогда пошли на
проект «Голос»? Ведь это самый настоящий
конкурс с жёстким отбором участников.
-
Я туда пошёл не для того, чтобы участвовать
в конкурсе. У меня была чёткая, абсолютно
понятная задача. Надо сказать, я там
оказался не первый раз, а второй. Я ходил
на первый кастинг «Голоса», прошёл его
и отказался от участия в съёмках в день,
когда начались слепые прослушивания.
Произошло это, потому что мне нечего
было «пристегнуть» к своему присутствию
на экране, а просто соревноваться мне
было неинтересно. Наша группа ROfAnO,
в которой я служу и частью которой
являюсь, в тот момент находилась в
«творческом отпуске». Когда же наступил
момент начала третьего сезона, у нас
уже была готова концертная программа,
и это тот материал, который можно было
«привязать» к этой пусть кратковременной,
но, тем не менее, узнаваемости, которую
я получил, благодаря «Голосу». Сверхзадача
была именно такая. Выиграть в конкурсе
было бы приятно. Проиграть или, точнее
говоря, выбыть на том этапе, на котором
выбыл я, - было бы неприятно любому
нормальному, психически здоровому
человеку. Для меня эта неприятность
длилась ровно день. Потом я вернулся в
свое обычное состояние. Кроме всего
прочего, я был невероятно рад за свою
ближайшую подругу – Мариам Мерабову,
которая прошла в следующий этап. Для
неё эта профессия является единственной
работой, она этим зарабатывает на хлеб.
Для неё выиграть было намного важнее!
Внутри
шоу постоянно были разговоры о том, кого
я хочу победить. Я долго отшучивался,
стараясь уходить от ответов на эти
вопросы. Но, в конце концов, понял, как
правильно нужно отвечать на них – « я
хочу победить, но не любой ценой». Так
оно и есть на самом деле.
Что
касается дальнейшей судьбы участников
шоу, в том числе победителей проекта,
это вообще отдельная история. Во всем
мире эти люди живут своей жизнью, редко
кто-то их них становится крупными,
заметными артистами. К сожалению, сегодня
такая ситуация и здесь: есть чудесные
ребята, которые прошли через конкурс,
но они не единственные такие. Есть и
другие, ничуть не менее замечательные.
В нашей стране, увы, нет так называемых
социальных лифтов. Конечно, низкий
поклон организаторам этого шоу! Они
дают возможность молодым музыкантам
заявить о себе на телевидении, показать
свою физиономию и подтянуть ко всему
этому музыкальную деятельность, чтобы
её хотя бы кто-то услышал.
-
Вы для слепого прослушивания выбрали
англоязычную песню «Nothing’s gonna
change my love»,
почему не песню отечественного
исполнителя?
-
«Nothing’s gonna change my love» - величайшая песня
в исполнении Джорджа Бенсона. Леонид
Агутин засмеялся на прослушивании,
когда зазвучал припев. Это видно на
видео. Неудивительно, ведь каждый третий
поёт эту песню. Она звучит везде. Было
несколько вариантов, можно было исполнить
другую песню, но поскольку это решение
принимается не единолично исполнителем
до слепого прослушивания, а целой
командой редакторов, с которыми ты
постоянно советуешься, мы остановились
на «Nothing`s
gonna
change
my
love».
виолончели,
Вы не продолжили профессионально
заниматься музыкой - это было Ваше
решение или, может быть, кто-то повлиял
на него?
-
Нет, к тому моменту я все решения принимал
самостоятельно. У меня родился ребёнок
в 2005 году; мои родители теряли работу -
мама преподавала в специальной музыкальной
школе при Уральской Консерватории и
получала настолько мизерную зарплату,
что это даже зарплатой нельзя было
назвать; а у папы, который занимался
документальным кино и руководил студией,
не было заказов. Заработать, будучи
музыкантом, очень сложно, а тогда было
еще сложнее. Благодаря хорошим людям,
родственникам и друзьям, так вышло, что
появилась возможность зарабатывать,
организовать свой бизнес.
-
Ваш «член семьи», Ваша виолончель, как
она попала Вам в руки? Может быть,
досталась по наследству?
-
Нет, эта виолончель не попала ко мне в
руки, доставшись по наследству. Это
вообще тема, на которую я предпочитаю
не говорить. Эта виолончель попала мне
в руки, благодаря участию в моей
музыкальной судьбе добрых и богатых
людей.
-
Как создавалась группа ROfAnO?
У участников группы была определённая
цель стать знаменитыми и заслужить
признание у людей или это было больше
для души, для себя?
-
Для меня самые важные вопросы – вопросы
про группу
ROfAnO.
Группа создавалась при моем участии,
при инициативе каждого из музыкантов
и на базе материала, который написал
Слава Яшвили. Я не знаю, может ли служить
целью для создания музыкального
коллектива желание стать знаменитым…
Наверное, да, но, скорее всего, это
какие-то киношные или молодежные истории
- мы сейчас уже не мальчики. Я самый
младший участник группы, и мне только
что исполнилось 40 лет. А все остальные
- существенно старше. ROfAnO
– это история не для того, чтобы
прославиться. Группа создавалась не
ради того, чтобы вдруг стать суперпопулярными.
Мы собрались 9 лет назад, в 2006 году, это
счастливая история. Я был на дне рождения
моей приятельницы, которая пригласила
известную московскую кавер-группу, где
играл Вова Роздин, ныне наш барабанщик.
Мы с ними подружились. Я спел с ними пару
песен, поскольку сам был завсегдатаем
караоке и владел репертуаром. У Вовы
Роздина была студия. Я стал к нему
заходить, мы начали общаться. А потом в
одном из известных магазинов музыкальных
инструментов я встретил Славу Яшвили
(он там работал и работает по сей день)
- нашего клавишника и человека, написавшего
всю музыку для нашей первой программы.
Я попросил его сделать для меня минусовку.
А у Славы оказалось много авторской
музыки, из которой мы выбрали несколько
произведений. Так получилась наша первая
программа, которая в 2007 году вышла на
виниловой пластинке. Вова пригласил в
группу Диму Рогозина и Диму Лазеева,
которые сразу откликнулись и пришли на
первую репетицию. Я хочу сказать, что
никогда не забуду, как мы в первый раз
собрались и начали играть, импровизируя,-
я находился в состоянии эйфории, стало
совершенно понятно, что это настоящий
ансамбль. Такого уровня музыкантского
взаимодействия на сцене многие добиваются
годами и долгими часами занятий. Таким
образом, появилась группа ROfAnO,
и мы, проходя сквозь тернии, существуем
по сей день, играем музыку, и сегодня, к
счастью, всё больше людей приходят на
наши концерты. Конечно, это связано и с
тем, что я участвовал в проекте «Голос»,
и с тем, что у нас новая программа, которая
тоже очень интересная. В ней звучит не
только музыка, написанная Славой, но и
музыка моего приятеля из Германии.
Тексты на английском языке написал
Чарли Мэйсон.
-
Сейчас Вы и группа ROfAnO
путешествуете по России с концертами,
у вас очень плотный график. Вы рассчитывали
на такое, когда создавалась группа?
- Нам
очень приятно, что столько много людей
приходит к нам на концерты, что нашу
музыку ценят, несмотря на разговоры о
том, что она непонятна широкой аудитории
и слишком интеллектуальна. Хотя я вообще
не понимаю, что в ней интеллектуального
- обычная музыка с обычными текстами.
Наше творчество не адресовано такому
огромному количеству людей, которые
заполняют гигантские залы и стадионы.
Это просто другой жанр. В России тоже
есть так называемый жанр «рашн шлягер».
Как музыкант, я не одобряю такой музыки.
Но, с другой стороны, как человек широких
взглядов, я всё-таки считаю, что это
личный выбор каждого, - какую музыку
слушать. Это твой кругозор, твоё
мироощущение.
-
Георгий, Вы неоднократно выступали и
выступаете в рамках фестиваля
«Усадьба Jazz».
Расскажите, как это было в первый раз,
когда Вас позвали туда с группой ROfAnO?
- Это
история достаточно личная. Незадолго
до этого я подружился с Марией Сёмушкиной.
Первый раз наша группа выступила в
рамках фестиваля в 2008 году. Маша послушала
нашу программу и сочла этот уровень
приемлемым для выступления на площадке
«Партер». Потом я выступал без группы
в 2009 году. Это был трибьют Майкла Джексона.
В 2012 году я вышел на сцену в составе
ансамбля Nikolay
Moiseenko Project,
где была его музыка в сопровождении
струнного оркестра, и я играл на
виолончели. А в 2014 году ROfAnO
представили новую программу на площадке
«Аристократ». В нынешнем 2015 году мы
принимаем участие в фестивале "Усадьба
Jazz" сразу в трех городах: в Москве -
это выступление в рамках проекта "Усадьба
Jazz Band", где старые и хорошо знакомые
советские песни звучат в новой современной
обработке, а в Питере и Екатеринбурге
- большие сольные выступления нашей
группы "ROfAnO".
- Вы
не раз выступали на фестивале
«Усадьба Jazz»,
в 2014 году Вы выступили в знаменитом
«Карнеги-холле» в Нью-Йорке и приняли
участие в проекте «Голос». Интересно
узнать, какое выступление, какой опыт
для Вас ценен больше всего? Или где
больше понравилось выступать?
- Если
честно, это совершенно разные истории:
проект «Голос» - телевизионное шоу,
которое нужно для того, чтобы весело
проводить время и набирать публику для
веселых концертов, а «Карнеги-холл» для
любого академического музыканта – это
некий «обряд». Важно побывать в этом
зале, а сыграть там – еще важнее. Это
опыт как профессиональный, так и
человеческий, ценный для меня. Публика
там была очень благодарная, потому что
это был концерт лауреатов конкурса
American Protegee, которые получили возможность
выступить на этом гала-концерте. В зале,
в основном, присутствовали родственники
и друзья выступающих. Свойства и качества
холла совершенно фантастические: вся
инфраструктура, гримерки, инструменты...
Я исполнил одно небольшое произведение
– «Кадриль» Родиона Щедрина из оперы
«Не только любовь» - забавная пьеса,
непростая технически. И я не прогадал
в выборе – народ веселился, а организаторы
мероприятия были благодарны мне за этот
номер. Так что я храню в памяти то
выступление!