К основному контенту

ИСКУССТВО: Великие и не ужасные: Михаил Врубель.

Михаил Александрович Врубель.
(17 марта 1856, Омск — 14 апреля 1910, Санкт-Петербург)





Долгое время Михаил Врубель был известен как талантливый и умелый декоратор, да и то лишь в узком кругу друзей и заказчиков. Долгое время о Врубеле не могли судить спокойно, не впадая в крайности. Талант Врубеля, вероятно, превышал возможности и силы его личности и в конце концов надломил ее. Идеалом художника была многогранность мастеров эпохи Возрождения. Врубель пробовал свои силы в монументальных панно, декоративной скульптуре, витраже, в архитектуре.



Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Когда ему исполнилось семь, отец женился вторично на Елизавете Христиановне Вессель. Отношения в новой семье сложились вполне удачно. Но впоследствии самую тесную связь Михаил сохранил лишь со старшей сестрой Анной. По ее воспоминаниям, элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет жизненной стихией Михаила. Отец Врубеля – был строевым офицером, но впоследствии пошел по пути военного юриста и по долгу службы часто переезжал.

Автопортрет


Художественные задатки Михаила были обнаружены рано. Во время кратковременного пребывания в Петербурге отец водил восьмилетнего сына в рисовальные классы Общества поощрения художников. Годом позже в Саратове Михаил занимался у частного педагога, обучавшего его рисованию с натуры, а потом в Одессе посещал рисовальную школу.

Окончив гимназию с золотой медалью, Врубель в 1874 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, но к юриспруденции оставался более чем равнодушен - только философию изучал усердно, особенно труды Канта. В первые годы университетской учебы ему довелось послужить гувернером и домашним учителем в семействе, с которым летом 1875 года он совершил первую заграничную поездку в Швейцарию, Германию и Францию. Увлечение любительским рисованием продолжалось и в этот период. Именно в университетские годы, часто бывая в Эрмитаже, завязав знакомства с художниками, он стал много рисовать сам и осознал свое настоящее призвание.








Внешне Михаил был небольшого роста и хрупкого телосложения блондин, немного суетливый, большей частью общительный, иногда раздражительный. Был он человеком мгновенных порывов, неожиданных поступков и внезапных причуд.
По окончании университета и отбытия воинской повинности талант и призвание, наконец, взяли свое: Врубель поступил в петербургскую Академию художеств в класс Павла Петровича Чистякова. От университетских лет сохранились его иллюстрации к Тургеневу и Толстому, и среди них — знаменитая сцена свидания Карениной с сыном. С поступлением в Академию художеств после окончания университета и коротенькой ничем не примечательной службы Врубель резко меняется до неузнаваемости. Из рассеянного и легкомысленного студента он превращается в фанатика своей работы.
По приглашению профессора Прахова с 1884 по 1889 год Врубель работал в Киеве, преимущественно создавая изображения на религиозные темы. Киевский период оказался важным этапом для художника: он впервые смог завершить монументальный замысел и при этом обратиться к первоосновам русского искусства. Общий объём работ, выполненных им за пять лет, грандиозен: самостоятельная роспись в Кирилловской церкви и иконы для неё, прорисовка там же ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков и реставрация фигуры ангела в куполе Софийского собора. Здесь же художник пишет знаменитый портрет «Девочка на фоне персидского ковра». Прахов решил, что Врубелю лучше работать над написанием Христа, богоматери и святых не в Киеве, а в Венеции, городе-музее, где перед глазами будет собор св. Марка с его знаменитыми мозаиками и полотнами прославленных венецианских колористов. Венеция стала важной вехой в творческом развитии Врубеля.




Врубель во многом был новатором для своего времени. Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века. Молчание и тайна становятся героями его полотен «Гамлет и Офелия» (1883), «Демон сидящий» (1890). Любовь и смерть — любимые темы Врубеля. Русская тема тоже нашла у Врубеля отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895—1896) и хрестоматийной «Царевна-Лебедь» (1900). Врубель создал большое количество автопортретов, главным образом графических.




В 1889 году отца Врубеля из Харькова перевели в Казань, где он тяжело заболел. Сын вынужден был покинуть Киев и срочно приехать в Казань. Отец оправился, но принял решение выйти в отставку и поселиться в Киеве. В сентябре Михаил Врубель поехал повидать знакомых в Москву, и остался в этом городе на полтора десятка лет. Там Врубель ожил и даже помолодел. Такой горькой бедности, как в Киеве, он уже не знал. Его произведения на выставках не появлялись еще долго, но благодаря сближению с Мамонтовым всё же удавалось получать заказы.






В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Таким образом, он мог вернуться к давно задуманному образу Демона. В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: он был для него целым миром сложных переживаний. На холсте, в глине, на обрывках бумаги художник ловил лихорадочное мелькание обликов, чередование гордости, ненависти, мятежности, грусти, отчаяния. Все снова и снова появляется незабываемое лицо: косматая львиная грива, узкий овал, излом бровей, трагический рот,- но каждый раз с иным оттенком выражения.




Летом 1896 года в Нижнем Новгороде открывалась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка. Мамонтов заказал Врубелю выполнить панно для торца павильона. Художник сочинил композиции на европейский (Принцесса Грёза), и национальный (Микула Селянинович), сюжеты. Однако эти панно были отвергнуты специально присланной из петербургской Академии художеств комиссией. Мамонтов, арендовав участок вблизи входа, соорудил павильон с громадными буквами «Панно Врубеля». Событие это наделало много шума в прессе. Кроме того, на выставке экспонировались восемь картин Врубеля и его скульптура; в это же время проходили гастроли мамонтовской частной оперы в декорациях Врубеля. Таким образом, Михаил Врубель был представлен всеми гранями своего творчества.
В 1901 г у художника появились признаки душевного расстройства, у него ухудшилось зрение. Уже в процессе болезни, в моменты просветления, им были созданы последние шедевры, в частности графические, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном.






Врубель скончался 14 апреля 1910 г в Санкт-Петербурге и похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 1955 в выставочном зале Московского союза художников состоялась выставка, известная как «50 новооткрытых рисунков Врубеля», созданная из коллекций профессора И. Н. Введенского и Ф. А. Усольцева, врачей-психиатров, лечивших Врубеля.

17 марта исполнилось 159 лет со дня рождения Михаила Врубеля.

Популярные сообщения из этого блога

Стильная Москва.Модные знакомства: Микола Комендров

Микола Комендров Они делают Москву красивее и культурнее. Они талантливы и прекрасны. Талантам их нет границ. Стилю их нет сравнений. Такие разные, индивидуальные, неординарные и неповторимые! Мы познакомились с ними, а вы ? Micola Komendrow for StyleDelo from Style Delo on Vimeo . Анкета героя Кто :  Микола Комендров Род деятельности: дизайнер Возраст: 26 Знак зодиака:   Лев Твой стиль одежды: гетто-готика,нью классика Твоя песня дня :  LADY GAGA- DONATELLA Где тебя чаще всего можно увидеть в Москве: на сьемках,ну и дома))),сидящим за швейной машинкой Любимая улица Москвы : Старый Арбат Наиболее посещаемая тобой социальная сеть: Вконтаке, Facebook , instagram Семейное положение: свободный король))) В кого влюблен : в Бога и кошек Любовь или мода? Скорее, любовь к моде... Твой совет на будущее:  всегда оставаться собо

"Беседы с ..." дизайнер Zalina Verkhovskaya

Zalina Verkhovskaya "Для меня мода - мои интересы, мечты, образ жизни." ( Залина Верховская, дизайнер) О себе. Самые интересные факты Вашей биографии. Так сложилось, что самые интересные факты из моей биографии длились на протяжении всей моей самостоятельной жизни. Я была увлечена своей профессией – сценой, хореографией. Танцевала в больших танцевальных проектах, много путешествовала, в то время завела лучших своих подруг. Работала на самой большой сцене Парижа в мюзикле «Ромео и Джульетта». Получила серьезную травму и пока лечилась встретила своего мужа, а через год родилась моя доченька Ева! Что Вы можете сказать об образовании для дизайнеров в нашей стране? Вы закончили Британскую высшую школу дизайна, расскажите о вашем процессе обучения – что для вас было главным узнать и получить? В России пока очень туго с образованием по дизайну. Революция и войны скосили напрочь это искусство, а ведь мы были когда-то законодателями мод. Одна

2019 / 12 МОДА: TSUGI IN OSAKA