Михаил
Александрович Врубель.
(17 марта 1856, Омск
— 14 апреля 1910, Санкт-Петербург)
Автор: Евгения Прадэль
Долгое время Михаил
Врубель был известен как талантливый
и умелый декоратор, да и то лишь в узком
кругу друзей и заказчиков. Долгое время
о Врубеле не могли судить спокойно, не
впадая в крайности. Талант Врубеля,
вероятно, превышал возможности и силы
его личности и в конце концов надломил
ее. Идеалом художника была многогранность
мастеров эпохи Возрождения. Врубель
пробовал свои силы в монументальных
панно, декоративной скульптуре, витраже,
в архитектуре.
Мать Врубеля умерла,
когда мальчику было три года. Когда ему
исполнилось семь, отец женился вторично
на Елизавете Христиановне Вессель.
Отношения в новой семье сложились вполне
удачно. Но впоследствии самую тесную
связь Михаил сохранил лишь со старшей
сестрой Анной. По ее воспоминаниям,
элементы живописи, музыки и театра стали
с ранних лет жизненной стихией Михаила.
Отец Врубеля – был строевым офицером,
но впоследствии пошел по пути военного
юриста и по долгу службы часто переезжал.
Автопортрет |
Художественные задатки
Михаила были обнаружены рано. Во время
кратковременного пребывания в Петербурге
отец водил восьмилетнего сына в
рисовальные классы Общества поощрения
художников. Годом позже в Саратове
Михаил занимался у частного педагога,
обучавшего его рисованию с натуры, а
потом в Одессе посещал рисовальную
школу.
Окончив гимназию с
золотой медалью, Врубель в 1874 году
поступил на юридический факультет
Петербургского университета, но к
юриспруденции оставался более чем
равнодушен - только философию изучал
усердно, особенно труды Канта. В первые
годы университетской учебы ему довелось
послужить гувернером и домашним учителем
в семействе, с которым летом 1875 года он
совершил первую заграничную поездку в
Швейцарию, Германию и Францию. Увлечение
любительским рисованием продолжалось
и в этот период. Именно в университетские
годы, часто бывая в Эрмитаже, завязав
знакомства с художниками, он стал много
рисовать сам и осознал свое настоящее
призвание.
Внешне Михаил был
небольшого роста и хрупкого телосложения
блондин, немного суетливый, большей
частью общительный, иногда раздражительный.
Был он человеком мгновенных порывов,
неожиданных поступков и внезапных
причуд.
По окончании университета
и отбытия воинской повинности талант
и призвание, наконец, взяли свое: Врубель
поступил в петербургскую Академию
художеств в класс Павла Петровича
Чистякова. От университетских лет
сохранились его иллюстрации к Тургеневу
и Толстому, и среди них — знаменитая
сцена свидания Карениной с сыном. С
поступлением в Академию художеств после
окончания университета и коротенькой
ничем не примечательной службы Врубель
резко меняется до неузнаваемости. Из
рассеянного и легкомысленного студента
он превращается в фанатика своей работы.
По приглашению профессора
Прахова с 1884 по 1889 год Врубель работал
в Киеве, преимущественно создавая
изображения на религиозные темы. Киевский
период оказался важным этапом для
художника: он впервые смог завершить монументальный замысел и при этом
обратиться к первоосновам русского
искусства. Общий объём работ, выполненных
им за пять лет, грандиозен: самостоятельная
роспись в Кирилловской церкви и иконы
для неё, прорисовка там же ста пятидесяти
фигур для реставрационных подмалёвков
и реставрация фигуры ангела в куполе
Софийского собора. Здесь же художник
пишет знаменитый портрет «Девочка на
фоне персидского ковра». Прахов решил,
что Врубелю лучше работать над написанием
Христа, богоматери и святых не в Киеве,
а в Венеции, городе-музее, где перед
глазами будет собор св. Марка с его
знаменитыми мозаиками и полотнами
прославленных венецианских колористов.
Венеция стала важной вехой в творческом
развитии Врубеля.
Врубель во многом был
новатором для своего времени. Художник
рвёт с академическими принципами
изобразительного искусства XIX века.
Молчание и тайна становятся героями
его полотен «Гамлет и Офелия» (1883), «Демон
сидящий» (1890). Любовь и смерть — любимые
темы Врубеля. Русская тема тоже нашла
у Врубеля отображение в таких работах,
как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и
Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович»
(1895—1896) и хрестоматийной «Царевна-Лебедь»
(1900). Врубель создал большое количество
автопортретов, главным образом
графических.
В 1889 году отца Врубеля
из Харькова перевели в Казань, где он
тяжело заболел. Сын вынужден был покинуть
Киев и срочно приехать в Казань. Отец
оправился, но принял решение выйти в
отставку и поселиться в Киеве. В сентябре
Михаил Врубель поехал повидать знакомых
в Москву, и остался в этом городе на
полтора десятка лет. Там Врубель ожил
и даже помолодел. Такой горькой бедности,
как в Киеве, он уже не знал. Его произведения
на выставках не появлялись еще долго,
но благодаря сближению с Мамонтовым
всё же удавалось получать заказы.
В 1891 году Врубелю
предложили сделать иллюстрации к
собранию сочинений Лермонтова, издаваемому
фирмой Кушнерева. Таким образом, он мог
вернуться к давно задуманному образу
Демона. В течение многих лет Врубеля
влекло к образу Демона: он был для него
целым миром сложных переживаний. На
холсте, в глине, на обрывках бумаги
художник ловил лихорадочное мелькание
обликов, чередование гордости, ненависти,
мятежности, грусти, отчаяния. Все снова
и снова появляется незабываемое лицо:
косматая львиная грива, узкий овал,
излом бровей, трагический рот,- но каждый
раз с иным оттенком выражения.
Летом 1896 года в Нижнем
Новгороде открывалась Всероссийская
промышленная и сельскохозяйственная
выставка. Мамонтов заказал Врубелю
выполнить панно для торца павильона.
Художник сочинил композиции на европейский
(Принцесса Грёза), и национальный (Микула
Селянинович), сюжеты. Однако эти панно
были отвергнуты специально присланной
из петербургской Академии художеств
комиссией. Мамонтов, арендовав участок
вблизи входа, соорудил павильон с
громадными буквами «Панно Врубеля».
Событие это наделало много шума в прессе.
Кроме того, на выставке экспонировались
восемь картин Врубеля и его скульптура;
в это же время проходили гастроли
мамонтовской частной оперы в декорациях
Врубеля. Таким образом, Михаил Врубель
был представлен всеми гранями своего
творчества.
В 1901 г у
художника появились признаки душевного
расстройства, у него ухудшилось зрение.
Уже в процессе болезни, в моменты
просветления, им были созданы последние
шедевры, в частности графические, к
которым относятся зарисовки с натуры
сцен в интерьерах лечебницы и за окном.
Врубель скончался 14
апреля 1910 г в Санкт-Петербурге и похоронен
на Новодевичьем кладбище.
В 1955 в выставочном зале
Московского союза художников состоялась
выставка, известная как «50 новооткрытых
рисунков Врубеля», созданная из коллекций
профессора И. Н. Введенского и Ф. А.
Усольцева, врачей-психиатров, лечивших
Врубеля.
17 марта исполнилось
159 лет со дня рождения Михаила Врубеля.