Валерий
Викторович Ляшкевич
(7 января
1950 г)
«Я стал
художником-символистом не потому, что
я очень люблю именно это направление,
а потому что именно с помощью символизма
можно выразить наибольшее количество
эмоций и смысла с минимальными затратами.
При моем теперешнем финансовом положении
это особенно важно. Я никогда не был
нацелен на шедевры, переплюнуть Рафаэля
и т.д., для меня главное донести смысл
моих работ, указать на существующую в
обществе проблему»
Валерий Ляшкевич
Автор: Евгения Прадэль
Наверное, нельзя пока
назвать этого художника «великим», но
вот «не ужасным» и уж точно интересным
можно без сомнений. Жизнь и творчество
Валерия Ляшкевича, который почти 20 лет
живет и творит на улицах, переезжая из
Гомеля в Санкт-Петербург, заслуживает
внимания. Валерий Ляшкевич принимал
участие в многочисленных областных
выставках Союза Художников Беларуси.
Его работы находятся в собрании
Национального художественного музея
Республики Беларусь и в частных коллекциях
стран СНГ, Германии, Испании и США. В
январе художнику исполнилось 65 лет.
Валерий родился в
деревне Чкалово Гомельского района,
Беларусь. Когда он был еще совсем
маленьким, умер его отец. Мама, всегда
поддерживавшая сына, ушла из жизни,
когда тот учился на первом курсе Брянского
художественного училища. В 1974 году он
посещал занятия в художественном училище
в Ярославле, а в 1978 — в Брянске. В 1983 году
состоялась первая персональная выставка
Ляшкевича в городе Жиздра Калужской
области, а в 1994 году — в Гомеле.
После окончания училища
Валерий Ляшкевич отправился в Питер,
тогда еще Ленинград, собираясь поступить
в Институт живописи, скульптуры и
архитектуры имени И. Е. Репина. Даже
после двух неудачных попыток, отказаться
от мечты стать художником не смог.
Устроился дворником при одном из
заведений искусств, где ему предоставили
комнатку, а, главное, была возможность
посещать занятия при художественных
мастерских и галереях. Тогда он активно
писал и даже постоянно участвовал в
выставках. Но как только работы художника
начали вызывать интерес у именитых
мастеров и вопросы к Академии по поводу
должности Валерия, начальство решило
вопрос просто: нет сотрудника - нет
проблем.
В 1996-м Валерий решил
вернуться в Беларусь. Брат его даже на
порог дома не пустил, сказав, что эта
квартира останется его детям. С работы
дворником его уже уволили, вот и пришлось
поселиться на улицах Гомеля. Свой
вернисаж Валерий Ляшкевич устраивает
почти ежедневно, в любое время года, в
любую погоду и почти всегда на Киевском
спуске. А если пропадает, то ненадолго,
уезжая зарабатывать в Питер, в котором
прожил около 15 лет.
В Санкт-Петербурге у
него тоже нет своего крова, творит он
на Невском проспекте. В социальной сети
была создана группа «Бездомный художник
Валерий Викторович Ляшкевич». Помогал,
кто чем может: кто-то деньги перечислит,
кто-то краски купит или принесёт тёплый
свитер. Жил художник в Питере уже не на
улице, а в номере маленькой гостиницы,
которую снимали на собранные общими
силами деньги. Но после поднятия цены
за проживание, художник вновь оказался
на улице.
Необыкновенно улыбчивый
и общительный человек с косматой бородой,
каждую неделю обязательно ходит в баню
и завсегдатай книжных магазинов. У него
отличная память, может прочесть стихи
Блока, Пастернака, Купалы, Богдановича.
С легкостью переходит с русского языка
на белорусский. Никогда не пил и не
курил. Как многие творческие люди, он
не очень пробивной, не очень умеющий
устраиваться в жизни. Но не нам его
судить. Да и заработать талантом сложно,
ведь его невозможно оценить. Часто на
это уходят годы, а иногда и жизни.
Художник, несмотря на
трудности – отсутствие жилья и семьи
– несчастным человеком себя не считает.
Ведь ему дана способность не только
видеть мир, но и показать другим свой
взгляд. И пусть ночевал он под открытым
небом, в подъездах, на чердаках или
вокзалах, мыл кисточки в лужах, а картины
висят на веревке в городском парке, он
может выразить себя через свои работы.
Помощи он не просит, но нуждается в ней,
так как по сей день живёт на улице.
Навязываться – не в его правилах. Конечно
же, находились люди, предлагавшие пожить
у них, но он всегда категорически
отказывался. Вот и ночует на скамейках
в парках, в подъездах и на чердаках,
укрывается от ветра в подземных переходах.
Приходит погреться и порисовать в зал
ожидания железнодорожного вокзала, где
в камере хранения оставляет всё своё
имущество и картины. В мечтах Валерия
Ляшкевича - собственная мастерская.
Картины Валерия Ляшкевича
буквально переполнены символами.
Композиция тщательно выверена, смысл
несет каждый цвет или форма. Ни одна
деталь в работе художника не появится
на картине просто так. Даже в обычном
портрете он старается показать суть
современного общества и отразить судьбу
страны. По его мнению, она такая же
тяжелая и запутанная, как и его собственная.
В заключении предлагаю
найти и посмотреть фильм о Валерии
Ляшкевиче "Полёт утопающего"
режиссера Нади Ивановой, и "Перекресток"
режиссера Анастасии Мирошниченко.