Леон
Бакст
27 апреля 1866
(Гродно) – 27 декабря 1924 (Париж).
Автор: Евгения Прадэль
Леон Бакст - книжный
иллюстратор, сценограф, мастер станковой
живописи и театральной графики, российский
художник, оформитель интерьеров и
выставок, создатель текстиля.
Родился Леон в 1866 году
в Гродно (Беларусь). Впервые представил
свои работы на выставке в 1889. Тогда же
и появился псевдоним Бакст, от Бакстер,
сокращенная фамилия бабушки по матери.
Художник пробовал себя в различных
жанрах и техниках. В 1890–93 писал картины
в манере передвижников. В 1890 начал
изучать технику акварели под руководством
Альберта Бенуа. Это была знаковая
встреча. Он познакомился с младшим
братом, Александром Бенуа, и его
окружением: с писателями, художниками,
в том числе и с Дягилевым. В конце 1890-х
Бакст, Бенуа и Дягилев создали
художественное объединение и журнал
«Мир искусства». Графика этого журнала
принесла Баксту большую известность.
В начале 1900-х Бакст
впервые обратился к сценографии, но
наибольший успех получил только в 1909 с
открытием Русских сезонов Дягилева.
Работа в театре помогла Баксту выразить
себя в полной мере. Он умел очень точно
рисовать движение костюма на танцоре.
Среди искусствоведов эскиз костюма
Фавна к балету «Послеполуденный отдых
Фавна» признан настоящим шедевром.
Бакст не только рисовал эскизы костюмов
и создавал декораций, но принимал участие
в написании сценария, участвовал в
разработке хореографии, был художественным
директором.
В 1910 году после премьеры
балета "Шехеразада " и первого
участия Бакста как художника по костюмам,
парижанки стали выстраиваться в очередь
за восточными нарядами от Бакста.
Театральный художник был покорен модой.
Его театральные костюмы выглядели
настолько эффектно, что парижанки,
начали подражать героям его балетов. В
моду вошли котурны, тюрбаны, цветные
парики. Бакст принял решение заняться
модой всерьез. Вскоре среди его клиентов
были Владимир фон Мекк, великая княгиня
Елена Владимировна, Елена Олив, Ида
Рубинштейн, маркиза Луиза Казати и
другие. Бакст даже стал сотрудничать с
известными модными домами: Worth, Paquin и
Poiret. В 1912 году Бакст заключил договор
на 10% с продажи каждого наряда с его
узорами с домом моды Жанны Пакен. А вот
в России занятие художника-Бакста модой
не было встречено на ура.
Так же Бакст продолжал
заниматься станковой живописью и
графикой и даже написал портреты многих
знаменитостей театрального и
литературно-художественного круга. У
Бакста появилось большое количество
подражателей.
Первая мировая война
прервала спектакли «Русских сезонов»
и после войны Бакст ненадолго уехал
работать в Америку. Мода изменилась, но
Бакст не мог отказаться от любимого
стиля модерн.
В 1916 году Бакст вел
переговоры с партнерами об организации
под его руководством бюро для создания
целостной среды: от интерьера, мебели,
обивочных тканей до керамики и одежды
для людей, проживающих в этой среде.
Переговоры так ничем и не закончились,
так как компаньоны не сошлись в цене.
Идея была забыта. В прессу же информация
об этом попала. Там писали, что Бакст
готовит новое декоративное искусство
и считает, что индустрия должна иметь
во всех областях новые образцы. Эта идея
воплотилась в жизнь в 1925 году, уже после
смерти Бакста. На парижской выставке
Соня Делоне позировала в платье, рисунок
которого был подобен рисунку на
автомобиле, расписанном по ее эскизу.
В 1923 г. в Америке Бакст
познакомился с Артуром Селигом, от
которого получает заказ на создание
орнаментов для тканей. Бакст черпал
свое вдохновение в фольклоре разных
стран: Америки, Индии, Персии, Турции,
Египта и, конечно же, России. Бакст оказал
огромное влияние на текстильный орнамент
своего времени. В конце жизни художник
все сильнее осознавал высокую роль
декоративного искусства в изменении
жизни к лучшему. «Ткани, созданные
значительными художниками, поднимут
эстетический вкус публики». Смерть в
декабре 1924 года помешала осуществить
эти планы. По иронии судьбы, Казимир
Малевич и Николай Суетин, Любовь Попова
и Варвара Степанова в те же самые годы
создавали текстильный орнамент в такой
же надежде перестроить мир.