Роберт
Генин
1884, д. Высокое,
Беларусь — 1941, Москва
Пересматривая новости
культуры, меня порадовал заголовок о
том, что Белгазпромбанк приобрел альбом
Леона Бакста, о котором я вам рассказывала
в предыдущей статье. Вот уже несколько
лет Белгазпромбанк способствует покупке
произведений искусства уроженцев
Беларуси и напоминает всем о незаслуженно
забытых белорусских художниках. И меня,
как белоруску, это не может не радовать!
Поэтому сегодня я хотела бы рассказать
о другом уроженце Беларуси: Роберте
Львовиче Генине. Я открыла для себя
этого художника на выставке его работ
в сентябре прошлого года в моем родном
Могилеве.
Родился
Роберт Генин 11 августа 1884 года в деревне
Высокое Климовичского уезда Могилевской
губернии (ныне Республика Беларусь).
Воспитывался он в семье деда, так как
мать его умерла, когда ему было шесть.
Заметив талант рисовальщика у внука, в
14 лет решено было отправить Роберта
учиться в Виленскую рисовальную школу.
Проучившись там два года, Генин поступает
в Одессе в одно из лучших средних
художественных заведений в стране.
Жизнь его в Одессе была пребедная, и на
кусок хлеба он зарабатывал ретушированием
заказных портретов по фотографиям.
Богатая фантазия и склонность к
авантюризму подтолкнули восемнадцатилетнего
Роберта на переезд в Мюнхен, крупнейший
после Парижа центр художественной жизни
Европы начала ХХ века. Сосед Гениных по
Красовичам - Каминский - выдал Роберту
80 рублей на дорогу, расцеловал его и
напутствовал словами: «Не забывай, что
твоя родина - Россия. Большой художник
не бывает без Родины».
Но Мюнхен, о котором он
столько мечтал, не оправдал надежд.
Оттуда через 2 года он едет в Париж, где
становится членом знаменитого «Улья»,
посещает академию Жульена и курсы
социальных наук в Сорбонне. Однако
заработков не хватает даже на жизнь,
поэтому молодой художник вынужден
вернуться в Мюнхен. И здесь иллюстрации
Генина начинают публиковать в еженедельнике
«Jugend». А в 1911 году художник получает
заказ на оформление фресками нового
здания музея в Щецине. Первая мировая
война помешала осуществлению этого
заказа, но эскизы фресок были изданы в
форме альбома литографий… и художника
заметили! Генина приглашают выставляться
в парижских Осенних Салонах, а уже в
1913-м в неполные 30 лет в мюнхенской галерее
Танхаузер проходит первая персональная
выставка. О нем заговорили в прессе, его
имя упоминается в монографиях по
искусству. Артур Эдди, известный
американский коллекционер, покупает
его полотно «Жажда». В 1914 году в шведском
Мальме прошла «Балтийская выставка»,
в русском разделе которой вместе с
картинами Кандинского, Явленского и
Веревкиной были представлены 3 работы
Роберта Генина.
С началом Первой мировой
войны идеалы Роберта Генина рушатся, и
он не считает возможным рисовать
идеальных людей. Теперь он рисует
реальную жизнь и создает полный драматизма
цикл литографий о судьбе женщин на
войне. В 1917 году в галерее Танхаузер с
успехом проходит вторая персональная
выставка. Генин покупает дом в Швейцарии.
Художник часто выставляется, работы
охотно берут известные галереи. Казалось
бы, успех, признание, заказы, деньги. Но
художнику кажется, что он не смог себя
реализовать до конца.
За новыми впечатлениями
в 1926 году Генин отправляется на острова
Бали и Ява, где много и вдохновенно
работает. По возвращении в Берлине
выходит книга Генина «Далекий остров»,
рассказывающая о заокеанских приключениях
и впечатлениях, с многочисленными
иллюстрациями автора. Сам художник
признает по возвращении в Европу, что
балийские работы - это лучшее из того,
что ему удалось сделать и что он нашел
«свой» стиль.
В конце 1929 Генин решает
перебраться из Берлина в Париж, оставив
за собой дом в Асконе. В 1931 году в Париже
в галерее Жак Бонжан, принадлежащей
тогда молодому Кристиану Диору, проходит
очередная персональная выставка. И
опять успех у зрителей и критики. А через
4 года большая персональная выставка
проходит в Нью-Йорке. Но ей, к сожалению,
суждено было стать последней.
В начале 30-х годов в
мировоззрении Генина происходят
существенные изменения, и он всё глубже
задумывается о назначении своего
искусства. Ему хочется, чтобы художник
был движущей силой в построении нового
мира, а не просто рисовал «красивые
тряпочки» для домохозяек. Под влиянием
этих мыслей Генин уничтожает многие из
своих работ. Достаточно обеспеченный
и успешный, выставлявшийся в известных
галереях мира, Генин тоскует по родине,
мечтая вернуться в Россию. Может потому,
художник идеализирует советский строй.
Мечтая о России, в своем доме под Парижем
Генин пишет фрески, на которых - «советское»
небо.
И вот, получив через
Красный Крест советский паспорт, в марте
1936 года художник приезжает в Москву.
Генин старается не замечать материальных
трудностей и отсутствия собственного
жилья, стойко переживает неустроенность
и пытается работать. И через год после
возвращения, кажется, удача улыбается.
Генин получает заказ на фреску «Сбор
урожая» для фасада павильона «Совхозы»
строящейся Всесоюзной Сельскохозяйственной
выставки. Два года работы, и когда
огромная фреска перенесена на стену,
сооружение решают переделать, а фреску
- громадный труд и гордость художника
- замазывают известью. Генин ни при чем,
просто руководители строительства ВСХВ
были признаны врагами народа. Художник
стойко переносит удар. И вот опять удача:
он может принять участие в росписи стен
Дворца Советов. Но и этим планам помешала
война. Так мечтавший быть нужным и
полезным советской стране 57-летний
художник с негнущейся ногой решает идти
в ополчение, но в военкомате ему
отказывают. Однако во время авианалетов
он дежурит на чердаках и крышах, даже
получает контузию… И вдруг самоубийство.
Почему Генин решился на такой шаг, можно
только догадываться.
Картин художника в
Москве не осталось, нет и могилы, нет
даже официальной записи о смерти. Есть
сведения, что художнику удалось все-таки
побывать на своей малой родине в
Климовичском районе, откуда уехал
14-летним подростком, и о которой помнил
всю жизнь.
Интересная и сложная
судьба безусловно талантливого художника.
Роберт Генин достоит того, чтобы его
имя знали и помнили на родине.