К основному контенту

ИСКУССТВО: Великие и не ужасные: Роберт Генин

Роберт Генин
1884, д. Высокое, Беларусь — 1941, Москва


Пересматривая новости культуры, меня порадовал заголовок о том, что Белгазпромбанк приобрел альбом Леона Бакста, о котором я вам рассказывала в предыдущей статье. Вот уже несколько лет Белгазпромбанк способствует покупке произведений искусства уроженцев Беларуси и напоминает всем о незаслуженно забытых белорусских художниках. И меня, как белоруску, это не может не радовать! Поэтому сегодня я хотела бы рассказать о другом уроженце Беларуси: Роберте Львовиче Генине. Я открыла для себя этого художника на выставке его работ в сентябре прошлого года в моем родном Могилеве.

Родился Роберт Генин 11 августа 1884 года в деревне Высокое Климовичского уезда Могилевской губернии (ныне Республика Беларусь). Воспитывался он в семье деда, так как мать его умерла, когда ему было шесть. Заметив талант рисовальщика у внука, в 14 лет решено было отправить Роберта учиться в Виленскую рисовальную школу. Проучившись там два года, Генин поступает в Одессе в одно из лучших средних художественных заведений в стране. Жизнь его в Одессе была пребедная, и на кусок хлеба он зарабатывал ретушированием заказных портретов по фотографиям. Богатая фантазия и склонность к авантюризму подтолкнули восемнадцатилетнего Роберта на переезд в Мюнхен, крупнейший после Парижа центр художественной жизни Европы начала ХХ века. Сосед Гениных по Красовичам - Каминский - выдал Роберту 80 рублей на дорогу, расцеловал его и напутствовал словами: «Не забывай, что твоя родина - Россия. Большой художник не бывает без Родины».

Но Мюнхен, о котором он столько мечтал, не оправдал надежд. Оттуда через 2 года он едет в Париж, где становится членом знаменитого «Улья», посещает академию Жульена и курсы социальных наук в Сорбонне. Однако заработков не хватает даже на жизнь, поэтому молодой художник вынужден вернуться в Мюнхен. И здесь иллюстрации Генина начинают публиковать в еженедельнике «Jugend». А в 1911 году художник получает заказ на оформление фресками нового здания музея в Щецине. Первая мировая война помешала осуществлению этого заказа, но эскизы фресок были изданы в форме альбома литографий… и художника заметили! Генина приглашают выставляться в парижских Осенних Салонах, а уже в 1913-м в неполные 30 лет в мюнхенской галерее Танхаузер проходит первая персональная выставка. О нем заговорили в прессе, его имя упоминается в монографиях по искусству. Артур Эдди, известный американский коллекционер, покупает его полотно «Жажда». В 1914 году в шведском Мальме прошла «Балтийская выставка», в русском разделе которой вместе с картинами Кандинского, Явленского и Веревкиной были представлены 3 работы Роберта Генина.



С началом Первой мировой войны идеалы Роберта Генина рушатся, и он не считает возможным рисовать идеальных людей. Теперь он рисует реальную жизнь и создает полный драматизма цикл литографий о судьбе женщин на войне. В 1917 году в галерее Танхаузер с успехом проходит вторая персональная выставка. Генин покупает дом в Швейцарии. Художник часто выставляется, работы охотно берут известные галереи. Казалось бы, успех, признание, заказы, деньги. Но художнику кажется, что он не смог себя реализовать до конца.
За новыми впечатлениями в 1926 году Генин отправляется на острова Бали и Ява, где много и вдохновенно работает. По возвращении в Берлине выходит книга Генина «Далекий остров», рассказывающая о заокеанских приключениях и впечатлениях, с многочисленными иллюстрациями автора. Сам художник признает по возвращении в Европу, что балийские работы - это лучшее из того, что ему удалось сделать и что он нашел «свой» стиль.
В конце 1929 Генин решает перебраться из Берлина в Париж, оставив за собой дом в Асконе. В 1931 году в Париже в галерее Жак Бонжан, принадлежащей тогда молодому Кристиану Диору, проходит очередная персональная выставка. И опять успех у зрителей и критики. А через 4 года большая персональная выставка проходит в Нью-Йорке. Но ей, к сожалению, суждено было стать последней.


В начале 30-х годов в мировоззрении Генина происходят существенные изменения, и он всё глубже задумывается о назначении своего искусства. Ему хочется, чтобы художник был движущей силой в построении нового мира, а не просто рисовал «красивые тряпочки» для домохозяек. Под влиянием этих мыслей Генин уничтожает многие из своих работ. Достаточно обеспеченный и успешный, выставлявшийся в известных галереях мира, Генин тоскует по родине, мечтая вернуться в Россию. Может потому, художник идеализирует советский строй. Мечтая о России, в своем доме под Парижем Генин пишет фрески, на которых - «советское» небо.


И вот, получив через Красный Крест советский паспорт, в марте 1936 года художник приезжает в Москву. Генин старается не замечать материальных трудностей и отсутствия собственного жилья, стойко переживает неустроенность и пытается работать. И через год после возвращения, кажется, удача улыбается. Генин получает заказ на фреску «Сбор урожая» для фасада павильона «Совхозы» строящейся Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки. Два года работы, и когда огромная фреска перенесена на стену, сооружение решают переделать, а фреску - громадный труд и гордость художника - замазывают известью. Генин ни при чем, просто руководители строительства ВСХВ были признаны врагами народа. Художник стойко переносит удар. И вот опять удача: он может принять участие в росписи стен Дворца Советов. Но и этим планам помешала война. Так мечтавший быть нужным и полезным советской стране 57-летний художник с негнущейся ногой решает идти в ополчение, но в военкомате ему отказывают. Однако во время авианалетов он дежурит на чердаках и крышах, даже получает контузию… И вдруг самоубийство. Почему Генин решился на такой шаг, можно только догадываться.


Картин художника в Москве не осталось, нет и могилы, нет даже официальной записи о смерти. Есть сведения, что художнику удалось все-таки побывать на своей малой родине в Климовичском районе, откуда уехал 14-летним подростком, и о которой помнил всю жизнь.


Интересная и сложная судьба безусловно талантливого художника. Роберт Генин достоит того, чтобы его имя знали и помнили на родине.








Популярные сообщения из этого блога

Стильная Москва.Модные знакомства: Микола Комендров

Микола Комендров Они делают Москву красивее и культурнее. Они талантливы и прекрасны. Талантам их нет границ. Стилю их нет сравнений. Такие разные, индивидуальные, неординарные и неповторимые! Мы познакомились с ними, а вы ? Micola Komendrow for StyleDelo from Style Delo on Vimeo . Анкета героя Кто :  Микола Комендров Род деятельности: дизайнер Возраст: 26 Знак зодиака:   Лев Твой стиль одежды: гетто-готика,нью классика Твоя песня дня :  LADY GAGA- DONATELLA Где тебя чаще всего можно увидеть в Москве: на сьемках,ну и дома))),сидящим за швейной машинкой Любимая улица Москвы : Старый Арбат Наиболее посещаемая тобой социальная сеть: Вконтаке, Facebook , instagram Семейное положение: свободный король))) В кого влюблен : в Бога и кошек Любовь или мода? Скорее, любовь к моде... Твой совет на будущее:  всегда оставаться собо

"Беседы с ..." дизайнер Zalina Verkhovskaya

Zalina Verkhovskaya "Для меня мода - мои интересы, мечты, образ жизни." ( Залина Верховская, дизайнер) О себе. Самые интересные факты Вашей биографии. Так сложилось, что самые интересные факты из моей биографии длились на протяжении всей моей самостоятельной жизни. Я была увлечена своей профессией – сценой, хореографией. Танцевала в больших танцевальных проектах, много путешествовала, в то время завела лучших своих подруг. Работала на самой большой сцене Парижа в мюзикле «Ромео и Джульетта». Получила серьезную травму и пока лечилась встретила своего мужа, а через год родилась моя доченька Ева! Что Вы можете сказать об образовании для дизайнеров в нашей стране? Вы закончили Британскую высшую школу дизайна, расскажите о вашем процессе обучения – что для вас было главным узнать и получить? В России пока очень туго с образованием по дизайну. Революция и войны скосили напрочь это искусство, а ведь мы были когда-то законодателями мод. Одна

2019 / 12 МОДА: TSUGI IN OSAKA