КУЛЬТУРА: Мультимедийная выставка"От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты" в Санкт-Петербурге.
Мультимедийная выставка"От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты" в Санкт-Петербурге.
Автор: Гузова Полина
Замечательная возможность попробовать шедевры импрессионистов «на вкус».
Великие завораживающие произведения гениев французского импрессионизма теперь можно не только увидеть, но и ощутить, буквально раствориться в них и вообразить себя частью происходящего. Такой необычный способ общения с искусством дарят посетителям организаторы выставки «От Моне до Сезанна», проходящей с 20 ноября по 31 марта в Санкт-Петербурге в выставочном комплексе Ленэскспо.
Клод Моне, цикл «Дама с зонтиком»
Здесь все необычно. Картины великих художников – Моне, Писсарро, Дега, ТулузЛотрека, Ренуара, Мане, Сезанна и Кросса представлены не в музейных залах, заполненных тишиной, скованностью и подчеркнутой дистанцированностью между зрителем и предметом искусства. Наоборот, полотна «оживают» на сорока широкоформатных проекторах: кораблики плывут по морю, лепестки цветов трепещут на ветру, а прекрасные дамы, кажется, вот-вот звонко засмеются. Вместе с визуальными ощущениями на зрителя также «обрушивается» и звук. Узнаваемые классические французские мелодии вплетаются в реальность и гармонично дополняют ряд ощущений. На выставке картины везде: они перед вами, за вами,
даже под вашими ногами, они плавно перетекают друг в друга и неуловимо появляются и вновь ускользают. Можно подойти вплотную к полотну и как будто слиться с ним, а можно расположиться на уютном пуфике в центре зала, расслабиться и полностью отдаться очарованию происходящего.
Анри Эдмон Кросс
Подобные выставки уже проходили в Санкт-Петербурге. В летнее время в центре города - на Конюшенной площади оживали полотна Ван Гога. «Ожившие полотна» имели такой успех, что организаторы не только продливали выставку два раза, но и представили миру новую – в том же формате. Посещение экспозиции «От Моне до Сезанна» безусловно доставит удовольствие всем посетителям, но конечно настоящим подарком оно станет именно для ценителей творчества импрессионистов. Кружок парижских художников ХIХ века, не желающих продолжать скучные, убивающие искусство традиции классической академической живописи и ищущих новые яркие способы творческого выражения стали называть импрессионистами после того, как художественный критик Луи Леруа назвал их так в своей статье, посвященной работе Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Impression - собственно и значит «впечатление», а «впечатление» - это главная идея творчества импрессионистов.
«Писать с природы значит не нарисовать какой-то предмет, а осознать свои ощущения», Поль Сезанн. Стоит заметить, что сами художники далеко не всегда соглашались с тем, чтобы их называли импрессионистами. Часто даже возникали жаркие споры об использовании этого слова на афишах их выставок. Дега, например, всегда старался дистанцироваться от определения импрессионизм и называл себя реалистом, а Мане строго говоря никогда и не был импрессионистом и не разделял до конца взгляд импрессионистов на живопись – он практически не писал не пленере и использовал в своей работе контур. Однако, все-равно, несмотря на некоторые разногласия, имена кружка художников, встречающихся в «Кабачке отверженных» на Монмартре и ведущих там долгие и жаркие споры о живописи, а также поддерживающих друг-друга в течение всей их нелегкой жизни сейчас связывают вместе понятием «импрессионизм».
Балерины Эдгара Дега
И, конечно, несмотря на многогранность творчества художников можно выделить основные черты, присущие всем их работам и придающих им то очарование, за которое импрессионизм и полюбили во всем мире. 1. Легкость живописи - уход от каноническх библейских сюжетов к сюжетам окружающей нас жизни: пейзажи, зарисовки с танцевальных вечеров, гуляния в
известном загородном Парижском кафе «Лягушатник», сцены из жизни посетителей кабаков и сельских жителей, репетиции балерин, – все моменты многогранной жизни, окружающей нас, интересовали художников 2. Стремление не к назидательности, не к воспитательной роли своих произведений, а к передаче эмоций, которые испытывал художник, создающий картину. «Произведение искусства в основе которого не лежит эмоция - не искусство», Поль Сезанн 3. Уход от темных красок и контуров к ярким светлым краскам и «фирменным» мазкам, характерным для импрессионистов. Картина не прописывается досконально и не приглаживается долгими штудиями, а рождается тысячами разноцветных прикосновений кисти художника. 4. Светлое и радостное восприятие мира и стремление донести свою радость зрителю. «Я считаю, что картина должна быть приятной и красивой, да красивой…. В жизни и так достаточно противных вещей , чтобы мы увеличивали их число» Пьер Огюст Ренуар.
Пьер Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галлет»
Хочу заметить, что мы - жители ХХI века – большие счастливчики, которые могут беспрепятственно и с удовольствием наслаждаться творчеством импрессионистов. А так было далеко не всегда. Радикальный, новый и непривычный стиль художников воспринимался современниками в штыки. Картины не только не покупались, их не допускали в официальный парижский Салон – единственное место, где художники ХIХ века могли продемонстрировать свои произведения широкой публике. А посетители Салона Отверженных на Бульваре Капуцинов и отдельных выставок, которые художники организовывали сами на свои деньги – открыто и зло смеялись и издевались над картинами, которые сейчас признаны шедеврами мирового искусства.
Карикатура на импрессионистов, созданная по случаю их первой выставки. Комментарий на французском языке: «Они начали с того, что всех распугали» .
Художники импрессионисты творили только благодаря силе своего таланта и поддержки друг друга, без поощрения звонкой монетой. Творчество не приносило художникам при жизни практически никакого дохода, их не признавали современники, над их картинами смеялись, художники были бедны, им зачастую не на что было купить холст и краски, они часто впадали в депрессию и в состояние полного морального истощения, но продолжали писать. Потому что иначе не могли.
Только благодаря гению, самоотверженности, дружбе и взаимопомощи художников импрессионистов, сейчас мы можем наслаждаться их великолепными творениями. И, как это часто бывает в искусстве, после смерти представителей «кружка отверженных» направление в живописи, проповедуемое ими было всемирно признано, а их картины стали официально считаться шедеврами. В России картины импрессионистов и неоимпрессионистов можно увидеть в собраниях Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве. Кроме этого, конечно, впереди еще несколько месяцев, в течение которых можно полностью погрузиться в творчество французских гениев и ощутить их картины практически всеми органами чувств на выставке «От Моне до Сезанна» в СанктПетербурге. А напоследок, расскажу мою любимую фразу Огюста Ренуара. Кстати, она интересна еще и тем, что использовалась, как загадка в передаче «Что?Где?Когда?» - знатокам предложили закончить ее и они не справились с вопросом. «Когда я нарисовал низ женщины так, что я хочу прикоснуться к нему, тогда живопись закончена».
Пьер Огюст Ренуар