Кустодиев
Борис Михайлович
(23 февраля 1878,
Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград)
"О Кустодиев,
Кустодиев, его имя страшно успокоительно
действует на душу... "
( Суриков )
Автор: Евгения Прадэль
Кустодиев – русский
художник, книжный иллюстратор и
театральный художник. Его картины
наполнены горячей любовью к своей
Родине. Он создал мир грез о провинциальной
России, мир красивой и яркой фантазии,
уходящей корнями в его детство и юность.
Поиски собственного творческого стиля
постепенно привели живописца к идее
изображения мира российской провинции
в его парадной, праздничной ипостаси.
Борис Михайлович родился
в Астрахани в 1878 году. Когда мальчику
было чуть больше года, отец его умер от
чахотки. Мать, Екатерина Прохоровна,
осталась вдовой в 25 лет с четырьмя детьми
на руках. Снимали флигель в купеческом
доме, жили бедно, но дружно. Екатерина
Прохоровна привила детям любовь к
литературе, театру, музыке, живописи.
В 5 лет Борис начал
рисовать, а в 9 лет бесповоротно решил
стать художником. Обстоятельства
сложились так, что в 1892 году ему пришлось
начать учебу в астраханской духовной
семинарии. В то же время он брал уроки
у местного живописца и педагога Власова.
С его же благословения, по окончании в
1896 году семинарии, Кустодиев отправился
в Петербург, где поступил в Академию
художеств. В 1898 году был принят в
мастерскую Ильи Репина. Молодой Кустодиев
много писал с натуры и увлекся портретом,
в котором подражал своему учителю,
изображая не столько внешность, сколько
внутренний мир героя. На последних
курсах Академии Репин привлек Бориса
к работе над заказанной ему правительством
картиной "Торжественное заседание
Государственного совета 7 мая 1901 года".
Для этого полотна Кустодиев выполнил
27 портретов.
В 1903 году за дипломную
работу Кустодиев получил золотую медаль
и право на заграничную стажировку. В
первое свое европейское путешествие
художник поехал уже не один. Его
сопровождали жена и недавно родившийся
сын. Тремя годами ранее, во время
ознакомительной поездки на Волгу,
Кустодиев познакомился с 19-летней Юлией
Евстафьевной Прошинской. Это была любовь
с первого взгляда. Знавший до этого
только свою Астрахань, промелькнувшую
Москву да нелюбимый холодный Петербург,
он окунулся этим долгим счастливым
летом в старинные волжские города и
городки, узнал среднюю полосу России,
деревню и маленький полудеревенский
городок. В январе 1903 года Борис и Юлия
обвенчались в Петербурге. А те места,
где художник встретил свою судьбу, стали
его второй родиной. За границей Кустодиев
с семьей провел пять месяцев, отдав
массу времени посещению в Париже и
Мадриде музеев и выставок, но дольше
выдержать на чужбине не мог и возвратился
в Россию. До самого наступления болезни
Кустодиев был великим ходоком - ежегодно
он отправлялся либо по родным просторам,
набираясь впечатлений, либо за границу,
чтобы смотреть картины старых мастеров
и быть в курсе современной художественной
жизни.
С женой молодому
живописцу повезло. Она родила мужу двоих
детей, сына и дочь и была ему верной
помощницей. Семья стала и огромной темой
в творчестве Кустодиева - самой нежной,
интимной и проникновенной в исполнении.
В годы первой русской
революции Кустодиев дал волю своему
сарказму в его шаржах и карикатурах на
влиятельных сановников для сатирических
журналов "Жупел" и "Адская почта".
Популярность
его между тем росла. От желающих получить
свой портрет, выполненный Кустодиевым,
не было отбоя. Картины художника
показывались как на отечественных, так
и на международных выставках, неизменно
собирая многочисленные отзывы в прессе.
В 1909 году его избрали академиком живописи.
Все было, казалось бы,
хорошо, но художника подстерегала
тяжелейшая болезнь. Первые ее признаки
дали о себе знать в 1909 году. В 1911 году с
диагнозом "костный туберкулез" он
лежал в швейцарской частной клинике. В
1913 году у него нашли опухоль в спинномозговом
канале и в Берлине сделали ему первую
операцию. После повторной операции в
1916 году у Кустодиева развился необратимый
паралич нижней части тела.
Именно в это время он
пишет праздничные и жизнелюбивые
картины. На полотнах появляются пестрая
провинциальная жизнь, праздники,
знаменитые кустодиевские купчихи и
красавицы. Художник устремленно творит
фантастический и ностальгический мир,
который, странным образом, выглядит
реальнее окружающей действительности.
Революцию Кустодиев
встретил с надеждами. В 1918 году участвовал
в оформлении Петрограда по случаю
годовщины Октябрьской революции. Тема
современности в первые советские годы
заняла чуть ли не главенствующее место
в его творчестве. Однако и к прежде
любимым темам художник изредка
возвращался, как бы прощаясь с прекрасным
образом прежней России. Кустодиев много
работал в новом театре, оформив несколько
спектаклей. В 1923 году он вступил в
Ассоциацию художников революционной
России (АХРР).
А болезнь прогрессировала.
Организм ослаб и ничтожная простуда,
повлекшая за собой воспаление легких,
свела Кустодиева в могилу. Он умер 26 мая
1927 года за работой над эскизом триптиха
"Радость труда и отдыха". Ему было
всего 49 лет. За десять дней до смерти
Кустодиеву сообщили, что советское
правительство разрешило выехать ему
за границу на лечение и выделило на эту
поездку деньги. Незадолго до смерти
Борис Михайлович просит посадить на
его могиле березу и не ставить надгробную
плиту.
За год до кончины он
завершил картину "Русская Венера".
Прекрасное обнаженное тело молодой
женщины, крепкое, здоровое, излучающее
аромат свежести, чистоты. Много времени
пройдет, но навсегда напоминанием о
вечной красоте останутся богини Рубенса,
закованные в парчу и драгоценности
инфанты Веласкеса, очаровательные и
милые парижанки Ренуара. Среди них будет
и наши русские румяные и белотелые
кустодиевские купчихи, народный, отчасти
даже простонародный идеал красоты.