К основному контенту

ИСКУССТВО: Великие и не ужасные: Erté (Эрте)

Erté (Эрте)

23 ноября 1892, Санкт-Петербург — 21 апреля 1990, Париж







Эрте, а точнее Тыртов Роман Петрович, известен своими иллюстрациями моды в стиле арт-деко. Он был и известным художником, и знаменитым модельером, ярким иллюстратором, автором театральных костюмов и даже скульптором. Русский по происхождению и совершенно забытый в России, он остался в истории искусства как ярчайший представитель стиля арт-деко.

Родился Роман Тыртов в Петербурге 23 ноября в семье морского офицера. Потомок старинного русского рода, берущего начало от татарского хана Тырта, он стал известен всему миру под псевдонимом Эрте, составленным из первых букв имени и фамилии.

Как-то в библиотеке отца он нашел книгу с цветными репродукциями китайских и индийских миниатюр, в которых его потрясли техника и детализация. А по сделанному шестилетним Романом наброску "фасона" вечернего дамского платья, мама заказала для себя наряд у модистки.

А в 1900 году состоялась значимая для Романа поездка с мамой и сестрой на Всемирную выставку в Париж. Конечно, и сама выставка представляла собой мир приключений, но главным, ошеломляющим впечатлением на душу лег сам Париж.
В юности Роман увлекался балетом, и некоторое время брал уроки танца у дочери знаменитого хореографа Мориса Петипа. Отказавшись от традиционной для семьи карьеры военно-морского офицера, в 1906 г. Тыртов поступил в Академию художеств в Петербурге. Отец был категорически против, однако уступил и позволил мальчику учиться в классе Ильи Репина. У Репина Тыртов проучился три года, осваивая мастерство портрета. Но Роман бредил учебой за границей и ему постоянно снился Париж. Как ни отговаривали его родные, но получив в день своего двадцатилетия Паспорт для выезда из России, в 1912 году Эрте уехал из Петербурга во Францию.
В Париже он посещал класс живописи знаменитой Академии Жульена, которую вскоре оставил, чтобы полностью посвятить себя профессии дизайнера моды. Эрте публиковал свои рисунки в журнале "Дамские моды". Свою карьеру кутюрье Эрте начал в Доме моды «Каролина», но уже через месяц был уволен по причине «отсутствия таланта». Несмотря на это с 1913 он стал модельером в знаменитом доме моды Поля Пуаре. А также выступил в качестве автора костюмов к спектаклю «Минарет» в парижском театре Ренессанс.

В 1915 Эрте заключил контракт с американским журналом "Harper`s Bazaar", нарисовав для него в последующие 22 года около 250 необыкновенных обложек. Работал также с такими журналами как "Vogue", "Cosmopolitan", "Women`s Home Journal", "The Sketch" и с другими.














Правда, в разгар первой мировой войны интерес к моде во Франции пропал. Пуаре закрыл свой Дом и Эрте направил свои взгляды в сторону Америки. В сопровождение матери, сестры и кузины в начале войны Эрте переехал в Монте-Карло, откуда продолжал активное сотрудничество с журналами в качестве дизайнера одежды. Очень скоро Эрте стал по-настоящему знаменитым. Любая элегантная женщина, интересующаяся модой, знала его и безоговорочно верила его вкусу.

В 1920-е годы Эрте оформил целый ряд балетных номеров Анны Павловой и несколько постановок Чикагской оперы. Но лидирующее значение в его сценографии получил дизайн для эстрадных театров: мюзик-холла "Фоли Бержер", варьете "Баль Табарэн" и "Ла Нувель Ив", кабаре "Лидо" в Париже, а также для мюзик-холлов Бродвея. С 1925 он выступал как художник-костюмер в кинематографе, по контракту с голливудской студией "Метро Голдвин Майер". В те же 1920-е он разрабатывал модели одежды и рисунки для тканей. Среди предложенных им реформ костюма особую популярность позднее завоевал принцип "унисекса", однородного моделирования одежды для мужчин и женщин.

В 1960-е Эрте увлекся скульптурой, вдохновляясь своими ранними графическими работами, нередко «оживляя» свои эскизы 1920-30х годов. Работая над трехмерной формой, он часто вспоминал, как его костюмы выглядели вживую в театральных представлениях.

Наряду с модами и театром его рисунки-эскизы охватывали все более широкий круг предметов - от мебели до игральных карт, неизменно превращаемых им в иронические знаки престижа и роскоши. В тот же период создал большие графические серии Цифры и Алфавит, где как бы суммировал характерные орнаментальные элементы своей манеры. Возникает новый интерес к арт-деко и в книжных магазинах разных стран Запада появляются книги, альбомы, постеры и открытки Эрте и об Эрте. В 1967 году с его выставки в одной из нью-йоркских галерей Музей Метрополитен купил все 170 работ. Первый альбом с иллюстрациями, опубликованный в 1968 году, был посвящен числам. Впоследствии эти листы легли в основу оригинальных игральных карт, заказанных табачными фирмами Данхилл и Гэллахер. В технике литографии был издан и знаменитый «Алфавит», созданный в 1920-е годы. По словам самого Эрте, «Алфавит» стал самой популярной из когда-либо созданных им графических серий. В 1975 в Нью-Йорке и Лондоне вышли английские издания его мемуаров «Вещи, которые помню». Последней работой мастера явились эскизы декораций и костюмов к бродвейскому мюзиклу «Звездная пыль» в 1989.





Заболев на острове Маврикий в Индийском океане, Эрте умер в Париже 21 апреля 1990 в возрасте 97 лет. Перед смертью, находясь в больнице, он составил список тех, кого хотел бы видеть на своих похоронах. Кроме того, он сам выполнил эскиз гроба и пригласительные билеты для собственных похорон, оформив их в своем любимом стиле арт-деко. Маловероятно, что кто-либо из знавших Эрте удивился бы этому, ведь он был величайшим эстетом и педантом, и не мог допустить, чтобы церемония его прощания с миром, была пущена на самотек.












Необычайно плодовитый художник, Эрте был востребован на протяжении всей своей творческой биографии в самых разных областях искусства. Обладая невероятным коммерческим и художественным чутьем, Эрте во всех своих произведениях балансировал на грани изысканности и роскоши, сдержанности и вседозволенности, создавая притягательные образы, не оставляющие равнодушными даже самых искушенных зрителей. 




















Популярные сообщения из этого блога

Стильная Москва.Модные знакомства: Микола Комендров

Микола Комендров Они делают Москву красивее и культурнее. Они талантливы и прекрасны. Талантам их нет границ. Стилю их нет сравнений. Такие разные, индивидуальные, неординарные и неповторимые! Мы познакомились с ними, а вы ? Micola Komendrow for StyleDelo from Style Delo on Vimeo . Анкета героя Кто :  Микола Комендров Род деятельности: дизайнер Возраст: 26 Знак зодиака:   Лев Твой стиль одежды: гетто-готика,нью классика Твоя песня дня :  LADY GAGA- DONATELLA Где тебя чаще всего можно увидеть в Москве: на сьемках,ну и дома))),сидящим за швейной машинкой Любимая улица Москвы : Старый Арбат Наиболее посещаемая тобой социальная сеть: Вконтаке, Facebook , instagram Семейное положение: свободный король))) В кого влюблен : в Бога и кошек Любовь или мода? Скорее, любовь к моде... Твой совет на будущее:  всегда оставаться собо

"Беседы с ..." дизайнер Zalina Verkhovskaya

Zalina Verkhovskaya "Для меня мода - мои интересы, мечты, образ жизни." ( Залина Верховская, дизайнер) О себе. Самые интересные факты Вашей биографии. Так сложилось, что самые интересные факты из моей биографии длились на протяжении всей моей самостоятельной жизни. Я была увлечена своей профессией – сценой, хореографией. Танцевала в больших танцевальных проектах, много путешествовала, в то время завела лучших своих подруг. Работала на самой большой сцене Парижа в мюзикле «Ромео и Джульетта». Получила серьезную травму и пока лечилась встретила своего мужа, а через год родилась моя доченька Ева! Что Вы можете сказать об образовании для дизайнеров в нашей стране? Вы закончили Британскую высшую школу дизайна, расскажите о вашем процессе обучения – что для вас было главным узнать и получить? В России пока очень туго с образованием по дизайну. Революция и войны скосили напрочь это искусство, а ведь мы были когда-то законодателями мод. Одна

2019 / 12 МОДА: TSUGI IN OSAKA