Erté
(Эрте)
23 ноября
1892, Санкт-Петербург — 21
апреля 1990,
Париж
Автор: Евгения Прадэль
Эрте, а точнее
Тыртов Роман Петрович, известен своими
иллюстрациями моды в стиле арт-деко. Он
был и известным художником, и знаменитым
модельером, ярким иллюстратором, автором
театральных костюмов и даже скульптором.
Русский по происхождению и совершенно
забытый в России, он остался в истории
искусства как ярчайший представитель
стиля арт-деко.
Родился Роман
Тыртов в Петербурге 23 ноября в семье
морского офицера. Потомок старинного
русского рода, берущего начало от
татарского хана Тырта, он стал известен
всему миру под псевдонимом Эрте,
составленным из первых букв имени и
фамилии.
Как-то в библиотеке
отца он нашел книгу с цветными репродукциями
китайских и индийских миниатюр, в которых
его потрясли техника и детализация. А
по сделанному шестилетним Романом
наброску "фасона" вечернего дамского
платья, мама заказала для себя наряд у
модистки.
А в 1900 году
состоялась значимая для Романа поездка
с мамой и сестрой на Всемирную выставку
в Париж. Конечно, и сама выставка
представляла собой мир приключений, но
главным, ошеломляющим впечатлением на
душу лег сам Париж.
В юности Роман
увлекался балетом, и некоторое время
брал уроки танца у дочери знаменитого
хореографа Мориса Петипа. Отказавшись
от традиционной для семьи карьеры
военно-морского офицера, в 1906 г. Тыртов
поступил в Академию художеств в
Петербурге. Отец был категорически
против, однако уступил и позволил
мальчику учиться в классе Ильи Репина.
У Репина Тыртов проучился три года,
осваивая мастерство портрета. Но Роман
бредил учебой за границей и ему постоянно
снился Париж. Как ни отговаривали его
родные, но получив в день своего
двадцатилетия Паспорт для выезда из
России, в 1912 году Эрте уехал из Петербурга
во Францию.
В Париже он
посещал класс живописи знаменитой
Академии Жульена, которую вскоре оставил,
чтобы полностью посвятить себя профессии
дизайнера моды. Эрте публиковал свои
рисунки в журнале "Дамские моды".
Свою карьеру кутюрье Эрте начал в Доме
моды «Каролина», но уже через месяц был
уволен по причине «отсутствия таланта».
Несмотря на это с 1913 он стал модельером
в знаменитом доме моды Поля Пуаре. А
также выступил в качестве автора костюмов
к спектаклю «Минарет» в парижском театре
Ренессанс.
В 1915 Эрте заключил
контракт с американским журналом
"Harper`s Bazaar", нарисовав для него в
последующие 22 года около 250 необыкновенных
обложек. Работал также с такими журналами
как "Vogue", "Cosmopolitan", "Women`s
Home Journal", "The Sketch" и с другими.
Правда, в разгар
первой мировой войны интерес к моде во
Франции пропал. Пуаре закрыл свой Дом
и Эрте направил свои взгляды в сторону
Америки. В сопровождение матери, сестры
и кузины в начале войны Эрте переехал
в Монте-Карло, откуда продолжал активное
сотрудничество с журналами в качестве
дизайнера одежды. Очень скоро Эрте стал
по-настоящему знаменитым. Любая элегантная
женщина, интересующаяся модой, знала
его и безоговорочно верила его вкусу.
В 1920-е годы Эрте
оформил целый ряд балетных номеров Анны
Павловой и несколько постановок Чикагской
оперы. Но лидирующее значение в его
сценографии получил дизайн для эстрадных
театров: мюзик-холла "Фоли Бержер",
варьете "Баль Табарэн" и "Ла
Нувель Ив", кабаре "Лидо" в Париже,
а также для мюзик-холлов Бродвея. С 1925
он выступал как художник-костюмер в
кинематографе, по контракту с голливудской
студией "Метро Голдвин Майер". В
те же 1920-е он разрабатывал модели одежды
и рисунки для тканей. Среди предложенных
им реформ костюма особую популярность
позднее завоевал принцип "унисекса",
однородного моделирования одежды для
мужчин и женщин.
В 1960-е Эрте
увлекся скульптурой, вдохновляясь
своими ранними графическими работами,
нередко «оживляя» свои эскизы 1920-30х
годов. Работая над трехмерной формой,
он часто вспоминал, как его костюмы
выглядели вживую в театральных
представлениях.
Наряду
с модами и театром его рисунки-эскизы
охватывали все более широкий круг
предметов - от мебели до игральных карт,
неизменно превращаемых им в иронические
знаки престижа и роскоши. В тот же период
создал большие графические серии Цифры
и Алфавит, где как бы суммировал
характерные орнаментальные элементы
своей манеры. Возникает новый интерес
к арт-деко и в книжных магазинах разных
стран Запада появляются книги, альбомы,
постеры и открытки Эрте и об Эрте. В 1967
году с его выставки в одной из нью-йоркских
галерей Музей Метрополитен купил все
170 работ. Первый альбом с иллюстрациями,
опубликованный в 1968 году, был посвящен
числам. Впоследствии эти листы легли в
основу оригинальных игральных карт,
заказанных табачными фирмами Данхилл
и Гэллахер. В технике литографии был
издан и знаменитый «Алфавит», созданный
в 1920-е годы. По словам самого Эрте,
«Алфавит» стал самой популярной из
когда-либо созданных им графических
серий. В 1975 в Нью-Йорке и Лондоне вышли
английские издания его мемуаров «Вещи,
которые помню». Последней работой
мастера явились эскизы декораций и
костюмов к бродвейскому мюзиклу «Звездная
пыль» в 1989.
Заболев на
острове Маврикий в Индийском океане,
Эрте умер в Париже 21 апреля 1990 в возрасте
97 лет. Перед смертью, находясь в больнице,
он составил список тех, кого хотел бы
видеть на своих похоронах. Кроме того,
он сам выполнил эскиз гроба и пригласительные
билеты для собственных похорон, оформив
их в своем любимом стиле арт-деко.
Маловероятно, что кто-либо из знавших
Эрте удивился бы этому, ведь он был
величайшим эстетом и педантом, и не мог
допустить, чтобы церемония его прощания
с миром, была пущена на самотек.
Необычайно
плодовитый художник, Эрте был востребован
на протяжении всей своей творческой
биографии в самых разных областях
искусства. Обладая невероятным
коммерческим и художественным чутьем,
Эрте во всех своих произведениях
балансировал на грани изысканности и
роскоши, сдержанности и вседозволенности,
создавая притягательные образы, не
оставляющие равнодушными даже самых
искушенных зрителей.