"Актер должен быть в первую очередь хорошим человеком."
(советский и российский актер театра и кино
Евгений Аркадьевич Герчаков)
В последние дни 2014го года мне удалось посетить театр "Луны", что на Малой Ордынке 31, но посещение мое было основано, не столь на зрительском внимание к репертуару и очередному спектаклю самого театра, сколько на одной из важных персон и личностей театра. Евгений Аркадьевич Герчаков - советский и российский актёр театра и кино, народный артист России, который с любезностью согласился побеседовать со мной и немного раскрыть театральный занавес кулис для общего культурного развития наших читателей.
Мое отношение к театру всегда было странным - я любила его и не любила одновременно, не погружаясь в детали. До этого времени я определенно точно не могла назвать себя театралкой, посещающей или хотя бы просматривающей в интернете спектакли и актерскую игру. Времена меняются, чему остается только радоваться. Несмотря на мои школьные годы в обеих школах - средней образовательной и музыкальной - где жизнь моя всегда пересекалась со сценой и постановками, основными ролями в спектаклях и концертами музыкальными - я не бросилась поступать в театральный, как и не стала музыкантом, хотя это и не покидает меня по сей день - музыка и игра.Наверное, становясь старше я понимаю, что и правильно сделала - только сейчас я смогу раскрыть себя целиком в одном из этих направлений, но главное действие сей беседы - это, то что я узнала от Евгения Аркадьевича о театре и нем самом.
Все происходило в рамках репетиции предстоящего спектакля, из-за этого мое впечатление усилилось от атмосферы актерской игры столь непосредственно честной и открытой - ведь не было сцены, и все ремарки проходили при мне и фотографе. Колоссальным для меня было мастерство и профессионализм ( ну, а как по-другому!) Евгения Аркадьевича - какая игра, какой талант и какое умение преображаться, переходя из реальности настоящей в реальность образа.
"Ничего нет хуже стареющего комика.Все великие комики , в конце концов, становятся великими трагиками! - говорит Евгений Аркадьевич - Надоедает... Когда над тобой все время смеются и ждут от тебя юмора, все время ты должен смешить...А люди привыкают к этому, поэтому я всю жизнь борюсь с амплуа. Доборолся, что уже последние 15 лет играю трагические роли - я сыграл и Парфюмера, Зигмунда Фрейда, Короля Лир - это все трагические роли, где другие эмоции, совершенно все другое.Даже мой из крайних ролей Сальвадор Дали фигура трагическая. А я люблю юмор, я на этом, как говорится собаку съёл, вот сейчас снова хочется сыграть что-нибудь смешное."
Вы уже частенько могли замечать и ранее , что актеры и творческие люди ( как и летчики,например) вместо последняя роль/фильм/работа говорят "крайняя" - это примета, которой и последуем мы.
Евгений Аркадьевич закончив репетицию с актерами, любезно приглашает к разговору, который длится чуть больше получаса - актеры народ занятой, да и отдыхать тоже необходимо. За 40 минут выразительной беседы с ним, получаем столько информации, сколько порой не получишь за час разговора с любым другим человеком. Я решила, что наилучшим образом для читателя будет вести беседу так, словно мы ничего не знаем о театре - совершенно и абсолютно, дабы достичь недосягаемого для зрителя и даже знатока.
Евгений Аркадьевич: "Искусство - место не огороженное и лезет в него всякий.Конечно, в основном из-за того, что это прямой путь к славе - и в этом тоже есть что-то справедливое....Но нужно так нашлепаться мордой об пол, чтобы по-настоящему понять, насколько это не просто. Для широкого понимания театра и актерства - нужно просто освободиться от всех комплексов. Если ты хочешь быть большим артистом, надо освободиться ото всех комплексов - они мешают в плане всего : смелости и полной свободы. Сценическая правда и правда жизни - почти одно и тоже.В театр зритель приходит увидеть что-то новое, открыть неожиданное для себя, и когда этого не происходит , тогда спектакль плохой, неинтересный и т.д. Когда же зрители открывают для себя новое в спектакле, благодаря драматургии и артистам , тогда они понимают, что во-первых, не зря пришли, во-вторых, придут еще, в-третьих, надо копить деньги на билеты."
Вопрос о нравственности так же волнует Евгения Аркадьевича : "Цены растут, а нравственность падает и с этим уже ничего не поделаешь - цены будут расти, а нравственность будет падать, и падать, и падать..." - ознаменовал Евгений Герчаков положение современности общества и его культуры. Может быть это и действительно так и, не разоблачая всю столь угнетающую суть современности , продолжаем о театре:
"Все рассказы, что театр начинается с вешалки... нет.Все в театре должно удивлять! Всё!" - уверенно и твердо заключает Герчаков.
Какой театр без актеров?
Кто в Вашем понимании настоящий актер? Какими он должен обладать качествами? Помимо профессиональных...- задаю вопрос я.
Недолго думая, первое, что говорит Евгений Аркадьевич не удивляет меня, но возможно удивит вас: "Актер должен быть в первую очередь хорошим человеком."
"Есть такая история, - продолжает Евгений Герчаков - о трех наших великих режиссерах, искусствоведах , литературоведах - Андрей Тарковский, Эдвард Радзинский и Анатолий Эфрос. Радзинский оказался свидетелем этого разговора, когда Тарковский спрашивает у Эфроса про его новый спектакль, интересуясь будет ли исполнять главную роль в нем вот то-то актер N., на что Анатолий Эфрос отвечает "нет не он,совсем другой." Тарковского это очень удивило, что такой-то гениальный актер и не будет в главной роли нового спектакля Эфроса. Эфрос соглашается с ним, что тот действительно гениален как актер, но он очень плохой человек. Пауза. Тарковский задает вопрос Эфросу : "А ты считаешь их людьми?" - смеясь заканчивает историю Евгений Герчаков.
"Быть актером - это героический подвиг, я считаю, потому что ты должен внедрять себя в чужую шкуру - чужой темперамент,мысли, философию, потом в этом еще и существовать, убеждая при этом зрителей, заставляя их думать и переживать, и в конце, может быть, кричать "браво!" ( если удастся). И все это отражается на тебя, на твоем сердце, почках и всем, чем угодно.Чтобы заниматься этой профессией нужно быть фанатом, но при этом фанатизм твой должен иметь смысл. И главное не терять собственное чувство достоинства - это безумно важно для артиста - когда профессия такая зависимая, и все пытаются тебе доказать, что все, что было до тебя прекрасно, а все, что ты делаешь - это все плохо - то ты должен потратить свои силы на борьбу. Артист выходя на сцену каждый раз должен побеждать самого себя и публику. Это вечная борьба, это вечная победа. Актер не может делать в пол силы, потому что это так и закончится. Знаешь, как говорят женщины " я ищу свою вторую половинку", ты четвертинку найди сначала, а потом уже половинку!" - улыбается Евгений Аркадьевич.
На вопрос о возможности дать советы для современных актеров, молодежи театральных вузов, Евгений Аркадьевич в своей шутливой манере привел пример программы Дома-2, который он как-то посмотрел, где все дают советы друг другу, не зная, как самим жить и не оказавшись при этом на месте того, кому дают эти советы."У нас страна советов!" - шутя говорит актер. Хотя это все же не мешает ему дать пару рекомендаций жизненных и особо важных для нового поколения актеров : "Ни убий, ни обмани, ни зажирайся и относись к женщине, как к богине!" - рекомендует Евгений Герчаков не только актерам, но и всем - "Никто ведь толком не знает, откуда мы появились - Дарвин, не Дарвин, Жириновский, Адам...У кого-то внутри вся таблица Менделеева, у кого-то ее нет вообще . Серое вещество замучено, зашкаливает у меня коэффициент IQ, не зная даже, что это говорим друг другу.." - смеется Е.А.Герчаков.
От темы театра и актеров переходим плавно к неизменно любопытной для всех теме мужчин и женщин: "К женщине, мне кажется, надо относиться, как к богине, потому что это так и есть и это просто нужно понять всеми фибрами своей души.Но так же и женщины - если женщина не относится к своему возлюбленному, любимому своему мужчине, как к божественному существу - ничего не выйдет. Я вот не уверен, что из ребра Адама произошла Ева - я думаю, что наоборот все было." - говорит Евгений Аркадьевич.
Раз уж пошло такое дело, я задаю вопрос о том, когда отношения между мужчиной и женщиной складываются и их можно назвать хорошими, стабильными, идеальными что ли? Прелюдием моего вопроса и ответа Е.А.Герчакова служит мое легкое повествование о том, какие сейчас одинокие молодые люди и девушки, несмотря на свободу и открытость, вседозволенность и доступность.
"Я бы сказал деньги, но это, наверное, будет как-то в общем.Ну, как может быть все хорошо у мужчины и женщины, если он не зарабатывает денег? Невозможно.Так же нелепо и постоянно тыкать мужчине, чтобы он шел зарабатывать.Например, я люблю деньги бескорыстно и отношусь к ним именно так. А как сделать так, чтобы между мужчиной и женщиной была гармония? ...Это бывает крайне редко.Я думаю, что даже если людям кажется, что у них все хорошо, то это уже неплохо! - смеется Евгений Аркадьевич - Как говорил Соломон: " Живешь, дай жить другим!" , я считаю, что на этом и построена гармония отношения. Ведь обычно говорят " живешь и не мешай мне жить", а почему? Живешь и не мешай ты жить другим!"
Переходим к писателям...
"Из моих любимых писателей выделю Набокова и американского писателя Курта Воннегута. Воннегут прекрасный писатель, кстати, пацифист, за что его Америка очень не любила. Он написал "Бойня номер пять или крестовый поход детей" - от одного названия уже дрожь берет, но это потрясающая история о том, как в 1945 году американцы разбомбили Дрезден. И вот роман о том, как несколько выживших людей сидят в сумасшедшем доме - очень занятная книга" - улыбается Евгений - "Со всех точек зрения: там есть такие двойные, тройные смыслы. Наверное, из любимых еще Лев Толстой.Я сейчас не называю, точнее не решаюсь называть фамилии современных писателей сознательно - когда они станут классиками, тогда и поговорим. Шекспир - лично не встречался, но играю короля Лир в спектакле "Лиромания" .
Что нового привнес в это произведение спектакль, в котором вы исполняете главную роль здесь на сцене театра "Луны"?
"Это вечная история между детьми и родителями. Лир очень открытый человек, потеряв свою жену, с чего и начинается сюжет, он остался один с жизнью и тремя дочерьми, они рвут на части его государство и т.д..Все довольно понятно, у нас это идет как рок-опера - ни на одной сцене мира это произведение не идет в этом жанре.Мы все поем здесь.Музыку написал Александр Журбин.Cпектакль идет 10 лет с успехом, играть очень не просто - мы поем живьем, еще и создаем характер. Зрители плачут в конце спектакля, значит, попадаем."
А что тогда для Вас благодарность зрителя?
"Я отвечу рассказом небольшой истории. Это было в городе Ставрополь, я был на съёмках и один вечер у меня был свободен, и я увидел рядом с отелем театр, где я жил, драматический театр. Там была огромная афиша какой-то комедии ( название спектакля я не помню уже) , я решил пойти. Зал был человек на 500, людей было около ста.10 минут сижу - не смешно, 20 минут сижу - не смешно..25 минут - не смешно, я сижу и думаю,ну, когда же . Рядом со мной сидит человек, который смеется над каждой фразой.Я подумал - либо это главный режиссер, либо не знаю что.Какая-то женщина рядом с ним все время ему говорила "Вася, прекрати!" - ну, ведь не смешно же было, а он смеется. Кончился спектакль, он встал и сказал "Какая хрень!" ( более выразительно было сказано нашим рассказчиком, но мы не помещаем слова вне цензуры великого русского и могучего) И я упал со стула! Я все понял про Васю, про все! Это было грандиозно, мир открывается! Если бы этого не произошло, я бы,наверное, ушел бы и обозлился бы на себя, зачем я пришел сюда, как это все ужасно сделано, а я ушел в прекрасном состояние! - смеется Евгений Аркадьевич.
"Зритель должен уходить в хорошем настроении, хэппи энд должен быть.Это единственное, что мне нравится в Голливуде - хэппи энд. И когда с трагического спектакля люди уходят в приподнятом состоянии, я очень радуюсь этому. Поэтому я придумал свою фишку - в конце каждого спектакля, на поклонах я рассказываю анекдот.В трагедии - я не хочу, чтобы люди ушли со слезами - в нашу жизнь идти со спектакля со слезами надо быть полным идиотами! Входить в метро и плакать до метро -кошмар! Ты невольно готов заплакать , когда уже в это метро входишь, так зачем же тебе идти плакать всю дорогу?! - продолжает Евгений Герчаков - И я придумал такую фишку -случайно рассказал анекдот, и люди мне благодарны. Например, после короля Лир, выходим на поклон, овации и я говорю: когда-то мне королева мама рассказала такую притчу - отцу большого семейства становится все хуже и хуже. И вот семья везет его к нотариусу, чтобы он подписал завещание - его привозят - там семья, там нотариус - он поворачивается к семье и слышит, что оттуда кричат "папа, подписывай, мы тебя любим, подписывай!" , и тут он поворачивается к нотариусу (нотариус - это зрительный зал, семья - театральная труппа сзади меня) и спрашивает , "а ни фига - пишется вместе или раздельно?" - зал хохочет!Все напряжение спало!"
"Актер после спектакля повесился в гримерной, оставив записку " Надоело переодеваться." - такое тоже бывает. Я воспитан на Хармсе, по-другому не могу, без доли юмора."
"Еще одна история напоследок нашей встречи.Актер выходит после спектакля, сыграл Гамлета,весь в потах, выходит с цветами, а друзья ждут его на служебном входе. Он спрашивает их "ребята, ну, как я сыграл?!" , они отвечают ему "отвратительно", он еще раз говорит " я серьезно спрашиваю".
Понимаю, что спросить у выдающегося актера театра и кино , какая у него любимая роль или самая запоминающаяся, все равно, что считать детей у матери, но все же спрашиваю и получаю удивительно прелестный ответ от Евгения Аркадьевича :
"Может быть это будет неожиданный ответ, но мне очень нравится играть отца, т.е. настоящего - я отец троих детей, и это тоже игра в некоем смысле.Все мы артисты, весь мир театр.Все мы играем - кто-то талантливо, кто-то бездарно. Мне нравится играть роль молодого отца - моему младшему сыну 10 лет, его зовут Егор , и я обожаю его и эту игру, и он тоже, по-моему обожает, так и говорит "папа, я тебя обожаю".Я ему верю. Он с двух лет уже актер, на сцене. Он поет очень круто, с юмором парень.В четвертом классе музыкальной школы сейчас... Это самая важная роль в моей жизни - роль отца." - отвечает Е.А.Герчаков.
Евгений Аркадьевич отвечает стихами на этот вопрос :
"Я всегда опосредованно отвечаю на поставленные вопросы, на этот отвечу так...Есть такие стихи :
Страшно жить на этом свете,
В нем отсутствует уют.
Ветер дует на рассвете,
Волки зайчика грызут.
Плачет маленький теленок
Под кинжалом мясника,
Рыбка бедная спросонок,
Лезет в сети рыбака.
Лев рычит во мраке ночи,
Кошка стонет на трубе.
Жук-буржуй и жук-рабочий
Гибнут в классовой борьбе.
Все погибнет, все исчезнет
От бациллы до слона -
И любовь твоя, и песни,
И планеты, и луна.
И блоха, мадам Петрова,
Что сидит к тебе анфас, -
Умереть она готова,
И умрет она сейчас.
Дико прыгает букашка
С бесконечной высоты,
Разбивает лоб бедняжка...
Разобьешь его и ты!
( Прим.автора
Автор стихов: Н. М. Олейников)
Фотограф : Кирилл Провоторов