Константин
Алексеевич Коровин
(23
ноября 1861, Москва — 11
сентября 1939, Париж)
«Импрессионисты... - у них я нашел
все то самое, за что так ругали меня
дома, в Москве»
К. Коровин
Автор: Евгения Прадэль
Константин Коровин
ярчайший представитель русского
импрессионизма, человек поразительного
дарования. Он был талантлив во всем —
в творчестве, в дружбе, в любви. Его
пейзажи, портреты женщин в интерьерах,
декорации и костюмы к десяткам оперных,
балетных и драматических спектаклей
превосходны!
Константин Алексеевич Коровин родился в Москве в 1861 году. Маленький Костя и его старший брат Сергей, тоже впоследствии ставший художником, с ранних лет занимались рисованием. А уже в четырнадцать Константин вслед за братом поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. К этому времени семья Коровиных жила в Москве почти в полной нищете. Наверное, профессия архитектора сначала казалась Константину более материально перспективной, но любовь к рисованию пересилила, и уже через год он перешёл на отделение живописи, где учился у Алексея Саврасова, а затем и у Василия Поленова. Именно эти два мастера оказали наибольшее влияние на формирование Коровина-художника. В ранних работах Коровина чувствовалось неудержимое стремление передать яркость цвета, свежесть зелени, а его пейзажи были радостны и оптимистичны. Позже именно Поленов познакомил Коровина с меценатом Саввой Мамонтовым, который стал для него другом и покровителем на долгие годы. Именно для театра Мамонтова начал создавать Коровин свои первые декорации. К сожалению, эскизов декораций художника к этим постановкам почти не сохранилось.
Константин Алексеевич Коровин родился в Москве в 1861 году. Маленький Костя и его старший брат Сергей, тоже впоследствии ставший художником, с ранних лет занимались рисованием. А уже в четырнадцать Константин вслед за братом поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. К этому времени семья Коровиных жила в Москве почти в полной нищете. Наверное, профессия архитектора сначала казалась Константину более материально перспективной, но любовь к рисованию пересилила, и уже через год он перешёл на отделение живописи, где учился у Алексея Саврасова, а затем и у Василия Поленова. Именно эти два мастера оказали наибольшее влияние на формирование Коровина-художника. В ранних работах Коровина чувствовалось неудержимое стремление передать яркость цвета, свежесть зелени, а его пейзажи были радостны и оптимистичны. Позже именно Поленов познакомил Коровина с меценатом Саввой Мамонтовым, который стал для него другом и покровителем на долгие годы. Именно для театра Мамонтова начал создавать Коровин свои первые декорации. К сожалению, эскизов декораций художника к этим постановкам почти не сохранилось.
Во второй
половине 1880-х Коровин начал выезжать
за границу, где много рисовал. В Париже
Коровин познакомился с импрессионизмом
и стал одним из первых русских
представителей данного направления.
Его «Портрет хористки», по сути, является
первым в России произведением
импрессионизма, наряду с «Девочкой
с персиками» Серова. Некоторое время
Коровин увлекался символизмом, но
подлинные шедевры получались у него,
когда он возвращался к рисунку на
пленэре. Полнота воплощения
красоты натуры, стремление к максимальной
«правде видения» свойственны произведениям
Коровина, написанным в имении Поленова
в Жуковке, где Коровин провел лето 1888
года. Большое впечатление на Коровина
произвели не только поездки в Париж, но
и в Италию, Испанию, знакомство с
творчеством Гойи и Веласкеса. В это
время в живописи Коровина на смену ясным
цветам приходят все оттенки серого и
серебристого. Во второй половине 1890-х
годов К. Коровин создал несколько женских
портретов - "Бумажные фонари",
"Хозяйка", "Летом", в которых
героини, оставаясь главными носительницами
прекрасного, превращались в своеобразное
живописное средоточие пейзажей и
интерьеров.
Много
чудесных работ привез Коровин из своих
путешествий на Север, куда ему предложил
поехать Мамонтов. Северные работы
Коровина сыграли особую роль в русской
живописи, открыв для нашего искусства
природу Заполярья, которая стала
впоследствии источником вдохновения
для многих живописцев. По поручению
Мамонтова, Коровин построил "Северный
павильон" на Всероссийской выставке
1896 года в Нижнем Новгороде. Внутри он
был украшен рядом декоративных панно,
изображавших жизнь и природу нашего
севера. Этот павильон послужил прототипом
для последующей русской деревянной
архитектуры нового стиля.
В конце
1890-х годов Коровин стал уже признанным
художником. А благодаря обществу "Мир
искусства" картины Коровина
экспонировались не только в России, но
и за рубежом вместе с произведениями
тех, творчеством кого он так увлекался:
Пюви де Шаванна, Уистлера, Дега, Моне,
Ренуара. На Всемирной выставке в Париже
в 1900 году огромный успех имел созданный
Коровиным при участии архитектора Ильи
Бондаренко проект Кустарного павильона
и выполненные с помощью Николая Клодта
тридцать декоративных панно на темы
Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии.
Павильон напоминал северорусскую
деревню, однако многие растительные
мотивы декора здесь трансформировались
под влиянием модерна. Коровин стал
кавалером ордена Почетного легиона,
получил две золотые медали и несколько
серебряных. А его «Испанок» предложил
приобрести директор Люксембургского
музея.
С 1901 года
Коровин преподавал в портретно-пейзажном
классе Московского училища живописи,
ваяния и зодчества. Вместе с Серовым
впервые ввел в учебный процесс постановку
обнаженной женской модели. А в Строгановском
училище открывал своим ученикам мир
народного искусства.
С 1903 года
Коровин стал художником Большого театра,
а с 1910 - главным декоратором и консультантом
Московских императорских театров.
Работая над эскизами декораций, он
вдохновлялся музыкой спектакля. Часто
он использовал и свои многочисленные
натурные зарисовки. Русский Север
задавал колорит и стиль русских сказочных
спектаклей, Крым стал декораций для
балета "Корсар". Несколько раз
пришлось оформлять Коровину "Садко",
а также "Сказку о царе Салтане",
"Сказку о золотой рыбке" и другие
спектакли. Однако ему не удавались
спектакли на современную тему. Бенуа
писал, что стихия Коровина - "все
русское или восточное".
В глазах окружающих,
даже близких Коровину людей, ему давалось
всё легко и радостно. Но жизнь художника
нельзя назвать счастливой: брак с Анной
Фидлер оказался неудачным, он потерял
первого ребенка, произошла трагедия с
младшим сыном, тот попал под трамвай и
лишился ног. В 1908 умер брат Коровина, в
результате чего Константин испытал
нервное потрясение и даже попал в
больницу. Но Коровин был уверен, что
призвание художника - нести людям
ощущение счастья, и не пускал горя в
свое творчество.
И выставка
1921 года, и устроенная в Третьяковской
галерее в 1922 году ретроспективная
экспозиция работ художника как раз
свидетельствовали, что кисть мастера
не исчерпала себя. Но жить в России
становилось все труднее и труднее.
Лишения, нужда, свои болезни и болезни
сына и жены, а также постоянные нападки
со стороны «левых» художников вынудили
Коровина под предлогом устройства
персональной выставки выехать за
границу. Покинув в 1923 году родину, Коровин
провел последние пятнадцать лет в
Париже. Несмотря на то, что он оформил
там ряд спектаклей, что им было устроено
несколько персональных выставок, его
работы продавались плохо и дешево. В
это же время Коровин писал необыкновенно
поэтичные воспоминания о России. Но
заработать на жизнь Коровин не мог и
литературным трудом, публиковавшимся
в русской эмигрантской прессе, так как
эти издания сами не богаты. И тем не
менее Коровин продолжал много работать.
Он оформлял спектакли для многих театров
Европы и Америки, для труппы Анны
Павловой, для Федора Шаляпина и частной
оперы в Париже, которую организовала
Кузнецова-Бенуа.
Константин
Коровин внезапно скончался на улице от
сердечного приступа 11 сентября 1939 года
и был похоронен около Парижа. В его
картинах Россия осталась необыкновенно
прекрасной, солнечной и полнозвучной.
Коровин — яркий бриллиант в короне
русской живописи конца XIX — начала XX
вв.
«Красота
и радость жизни. Передача этой радости
и есть суть картины, куски моего холста,
моего я... У меня нет направления и нет
моды - нет ни импрессионизма, ни кубизма,
никакого изма. Это я, это мое пение за
жизнь, за радость - это язычество.
Оттого-то я люблю... искусство, дружбу,
солнце, реку, цветы, смех, траву, природу,
дорогу, цвет, краску, форму...»
Константин
Коровин