Валентин
Александрович Серов
(7 января
1865, Санкт-Петербург — 22 ноября 1911, Москва)
"Угрюмый и
задумчивый Серов в душе своей носил
удивительный юмор и смех. Он умел
подмечать в самых простых обыденных
вещах их оригинальность и умел так их
передавать в своих рассказах, что они
облекались в невероятно смешную форму."
Коровин К.А.
Мало кто из выдающихся
живописцев удостаивался при жизни
такого внимания. Для всех Валентин Серов
запомнился эталоном честности, простоты
и скромного бескорыстия во всем. Факты
его биографии удивительным образом
совпадают с общим направлением мировых
художественных исканий. Буквально
недавно, в январе, исполнилось 150 лет со
дня рождения художника.
Автопортрет |
Автор: Евгения Прадэль
После поездки в Запорожье,
в 1880 году, Репин направляет Серова в
петербургскую Академию художеств.
Несмотря на то, что Валентину было лишь
пятнадцать лет, в виде исключения его
приняли вольнослушателем. Его наставником
становится Чистяков, у которого творчество
Серова вызывает восхищение, как, впрочем,
и у его современников. Однако Академию
художеств Серов без сожаления покинул
в 1885.
В 1875 году Валентин
познакомился с семьей Мамонтовых. К
моменту выхода из Академии, Серов уже
был одним из участников абрамцевских
предприятий. Благодаря Савве Мамонтову,
устраивавшему Серову заказы на портреты,
художник писал оперных знаменитостей-гастролеров.
Жизнь в Абрамцеве и Домотканове оказала
большое влияние на Серова как художника.
Там он создал свои известные портреты
- "Девочка с персиками", на котором
изображена дочь Мамонтова, Вера, и
"Девушка, освещенная солнцем",
портрет двоюродной сестры. Оба портрета
наполнены особой одухотворенностью и
поэтичностью, что сразу выделило Серова
среди других художников. За картину
"Девочка с персиками" Валентин
Серов был награжден премией Московского
общества любителей художеств, второй
портрет купил для своей коллекции
Третьяков.
В 1887 году Валентин
женился на Ольге Трубниковой. Своих
сыновей Юру и Сашу Валентин Серов
нарисовал позднее на картине "Дети".
В начале 1890-х годов
частыми моделями Серова оказываются
актеры, писатели, художники. Серов нашел
увлекательную задачу в передаче
разнообразных проявлений творческой
индивидуальности. В живописи каждого
портрета можно найти аналогию с искусством
прошлых эпох. Портреты Серова неизменно
встречали одобрение публики, и он получал
всё больше заказов. Каждый новый портрет
был не похож на предшествующий. В 1892
году Серов по рекомендации Репина
получил заказ от харьковского дворянства
на большую картину, изображающую
императора Александра III и его семью в
момент вступления в зал харьковского
Дворянского собрания.
Со второй половины
1890-х годов Серов много работает по
заказам буржуазной и аристократической
знати. Художник подолгу сочинял "сценарий"
таких заказов. Ситуация позирования
нередко доводилась до степени мучительной
- для большого парадного портрета Серов
требовал девяноста сеансов, трех месяцев
ежедневного позирования. Многие из тех,
кого тогда портретировал Серов, пишут
о том, как суров был художник, настаивая
на выполнении своих требований в ущерб
даже самочувствию модели.
С 1897 года
он работал в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества - сначала преподавателем
натурного класса, а потом - портретного.
Серов вызывал неизменное уважение, и к
его словам внимательно прислушивались.
Когда Серову заказали портрет царя,
художник находился в зените славы. Как
мастер, знающий себе цену, он терпеть
не мог, когда кто-то советовал и указывал
ему что и как рисовать. Когда писал
портрет Николая II, государыня поминутно
досаждала ему советами. Наконец, Серов
не выдержал, подал ей кисть и палитру и
попросил закончить за него. Есть версии,
что Государь даже извинился за поведение
жены. Константин Коровин писал об этом
портрете: «Серов первым из художников
уловил и запечатлел на полотне мягкость,
интеллигентность и вместе с тем слабость
императора...»
Портреты Горького,
Ермоловой, Шаляпина, созданные в 1905
году, выражают иную концепцию творческой
личности: теперь персонажи портретов
– это герои в полном смысле слова. Во
время революции 1905 года Серов стал
свидетелем расстрела рабочих. В знак
протеста против действий правительства
он покинул Академию художеств. В это же
время появились и его политические
карикатуры "1905 год: После усмирения",
"1905 год. Виды на урожай 1906 года",
картины "Баррикады, похороны Н. Э.
Баумана", "Солдатушки, бравы
ребятушки, где же ваша слава?".
В эти годы Серова
увлекают темы истории и мифологии.
Художник создает картину "Петр I".
В мае 1907 года Валентин Серов едет в
Грецию, которая произвела на него большое
впечатление своими памятниками и
скульптурами. В 1910 году им написано
поэтическое сказание "Похищение
Европы" и несколько вариантов "Одиссея
и Навзикаи". Античность была увидена
Серовым как сон, соперничающий по своей
убедительности с реальностью. Несмотря
на то, что работа над произведениями
античного цикла осталась незавершенной,
интимная тема этюдов получила
проникновенное и цельное воплощение.
Вместе с тем он продолжает и портретный
жанр - появляются портреты О.Орловой,
Г.Гиршмана.
Осенью 1911 года заваленный
работой Серов поехал отдохнуть в
Домотканово. Там, решив тряхнуть стариной,
принял участие в игре в городки.
Результатом стал сильнейший сердечный
приступ. Ранним утром 5 декабря 1911 года
Валентина Александровича Серова не
стало. Спешивший на портретный сеанс
Серов упал и умер от приступа стенокардии.
Похоронен он на Новодевичьем кладбище
в Москве.