Павел Андреевич Федотов
(22 июня 1815, Москва — 14 ноября 1852, Санкт-Петербург)
Автор: Евгения Прадэль
Павел Андреевич Федотов — русский живописец и график, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи. Он изображал комедию жизни русского общества. Сатирический жанр его работ уникален, так как до Федотова этой темой в России никто и не занимался.
Автопортрет |
Родился Павел в Москве в семье небогатого чиновника. В одиннадцать лет молодого художника приняли воспитанником в Московский кадетский корпус. Способности у мальчика были блестящие, память необычайная, и начальство было только не совсем довольно, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция карикатур на учителей и надзирателей. Тем не менее в 15 лет ему присваивают звание унтер-офицера, а в 18 он получает звание фельдфебеля. Заканчивает курсы с отличием в звании прапорщика и переезжает на военную службу в Петербург. Там параллельно Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, и, конечно же, рисует на них карикатуры. Находясь в столице, он решается овладеть живописными навыками и по вечерам посещает уроки рисования в Академии художеств.
В 1837 в военный лагерь, где служил Федотов, приехал Великий князь. Визит так впечатлил художника, что он решил написать акварелью картину «Встреча Великого князя». Увидев картину, князь наградил художника бриллиантовым перстнем. Этот случай очень вдохновил молодого художника на создание еще одной работы: «Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара». Не до конца законченная картина была показана брату Великого князя, который содействовал полноценному занятию живописью и казенным содержанием Федотова. Не будучи до конца уверенным Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
Отказавшись от карьеры военного, Федотов полностью посвятил себя искусству, но жизнь свободного художника показалась ему непривычной и достаточно трудной. По особенной милости государя Николая Павловича ему была назначена пенсия в 28 рублей 60 копеек в месяц. На пенсию надо было содержать себя, помогать семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Экономил на всем. С раннего утра Павел Федотов засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик. Отогревался только в жарко натопленных классах Академии. Работать художнику приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку, изломалась на постоянной карикатуре. Любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами.
В первое время Павел Андреевич избрал для себя батальный жанр, в котором уже успешно попробовал свои силы, и который в николаевскую эпоху сулил неплохой заработок. Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до этого только пехотой, Федотов стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора Заурвейда. Но дома он отводил душу, изображая самые обыденные жанры с присущем ему юмором.
Однажды Иван Крылов случайно увидел эскизы Федотова и, несмотря на всю свою лень, даже написал художнику письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков и приняться за жанровую живопись. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом две картины: «Свежий кавалер» (1846) и «Разборчивая невеста» (1847). Эти работы произвели огромное впечатление на Брюллова, который способствовал финансовой помощи от академии в создании будущей картины «Сватовство Майора» в 1848. Все эти 3 картины были выставлены в академии, а её Совет единогласно признал художника академиком. После выставки имя Федотова стало известно широкой публике, а в журналах появились хвалебные статьи критиков. Почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником (не поленитесь найти и почитать). Оно тоже способствовало возрастанию популярности Федотова.
Важное место в творчестве Павла Андреевича также заняли портреты, в которых ирония уступила место лиризму. Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849).
В феврале 1850 года Павел Андреевич бросает все дела и едет в Москву, где его семья попала в бедственное финансовое положение. Там из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка. Публика была в восторге. Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова принялся за работу.
Тем не менее, даже в этот, лучший, период творчества Федотова не всё было гладко. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, так как последний примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Именно перегибы цензуры положил Федотов в основу басен «Усердная хавронья» и «Тарпейская скала». Принципиальность художника и сатирической направленность его творчества вызвала повышенное внимание цензуры. От Федотова стали отворачиваться меценаты. Образ привлекательной молодой женщины на картине «Вдовушка» полон сожаления об утраченном счастье. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор!» (1851) и «Игроки» (1852) полны чувства абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования.
В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», но не закончил её. «Приезд Николая I в патриотический институт», также остался не завершенным. Чтобы содержать себя временами он брал заказы к написанию недорогих портретов, а иногда ему просто заказывали копии с его старых уже прославленных картин.
Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе поздно ночью, оказались губительными для здоровья Павла Андреевича. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью. Ему больше не хватало терпения в работе и желание продолжать картины просто угасало. Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Там Федотов и умер 14 ноября того же года.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Его поэма «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора», изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.
Конечно, творческое наследие Федотова Павла Андреевича не столь большое по сравнению с другими художниками 19 века, но он заслуженно носит имя первооткрывателя сатиры в русской живописи. Созданные им работы крепко вошли в историю изобразительного искусства и покоряют зрителя необычным сюжетом и тонким мастерством.
25 февраля к 200-летию со дня рождения Павла Федотова откроется выставка в Третьяковской галерее.